Памирская национальная одежда. Памирские красавицы художника Ли Ичжуна, Пекин, Китай

Главная / День рождения

ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Анастасия Лебедева. Уроженцы Таджикистана, проживающие в Москве, нередко начинают планировать свадьбу вдали от родины. Жениху и невесте нужно успеть провести все приготовления в срок, например, сшить свадебные наряды.

Одежду для таджикской свадьбы не найти в обычных магазинах. На помощь молодым приходит швея Салима Худобердиева, которая занимается изготовлением национальной свадебной одежды.

"В основном я шью для памирцев, так как они чаще, чем уроженцы других регионов Таджикистана, справляют свадьбы в России. Ткань, белый атлас и рубашечную, я закупаю в Москве, так как тут она лучше по качеству. Хотя некоторые клиенты привозят для своего заказа ткань из РТ. Тесьму я заказываю из Таджикистана. Ее плетут вручную", — рассказывает 27-летняя Салима.

Самое главное — примерка

Швея признается, что самый горячий сезон у нее — летом. Заказов поступает так много, что ей бывает некогда даже погулять с ребенком.

"Бывало, что за один день я сдавала сразу по три заказа", — рассказывает она.

За прошедшее лето мастерица успела подготовить к свадьбе 15 молодых пар, сшить национальную повседневную одежду для девушек и платья для детей.

"Обычно мужскую рубашку я могу сшить за день, но если заказ срочный, приходится ускоряться и работать до поздней ночи. На брючный костюм — рубашку, брюки и пиджак — уходит примерно неделя", — говорит портниха.

По ее словам, для изготовления наряда для невесты — платья и штанов (куртаи аруси — тадж.) требуется больше времени. Хотя по сложности пошива "выигрывает" жених.

Скорость работы также зависит от добросовестности клиента. Если он не пропускает примерки, будет вознагражден скорым получением готового заказа.

Каждая невеста уникальна

"Когда ко мне приходит клиентка, сначала я выслушиваю ее пожелания. Затем я даю ей советы, как избежать однообразности. Я хочу, чтобы каждая невеста на своей свадьбе выглядела уникально. Платье зависит от фантазии невесты. Мы собираем комплект из разных идей", — улыбается девушка.

Бывало, что некоторые невесты меняли свои пожелания на финальной примерке, и мастеру приходилось начинать все заново.

Не меняется лишь одно — традиционные памирские цвета — белый и красный. Зато можно варьировать их сочетание. Например, платье может быть полностью белым, а жилетка красной. Или весь наряд сшит из белой ткани, но окантовка исполнена тесьмой в красном цвете.

Однако тут портниха немного слукавила. На свадьбу брату она сшила необычный свадебный наряд из белой и зеленой ткани. Интересную идею Салима подметила на праздновании Навруза.

"Мы придумали это вместе с невесткой. Тесьма, конечно, была не памирская, но мы подобрали очень похожую", — призналась мастерица.

Повседневная мода

Бывает, что молодые модницы заказывают у Салимы рубашки с яркими национальными узорами, как в мужском варианте. Такие "мужские" блузки они с гордостью надевают под джинсы и явно не остаются незамеченными на улицах Москвы.

"В данный момент молодежь все сильнее проявляет интерес к национальной одежде. Девушки 18-19 лет просто меняют фасоны, оставляя присущий Таджикистану национальный колорит. Это очень красиво и необычно смотрится", — рассказывает Салима.

Свадебные наряды таджикских девушек отличаются по цвету и орнаменту в зависимости от региона. Например, на Памире главные цвета — красный и белый, что означают чистоту и любовь. Невеста наряжается в национальное платье, брюки и покрывает голову и лицо платком, чтобы уберечь себя от сглаза.
Хотя многие девушки отдают предпочтение современным белым пышным платьям с фатой.

После вывода американских войск с территории Афганистана в прессе возросло внимание к Памиру. Многие боятся дестабилизации обстановки в данном регионе, который фактически изолирован от внешнего мира. «Крыша мира» является особым местом, поскольку почти все этого региона относятся к исмаилитам.

Многие ошибочно путают местных жителей с таджиками и другими народами. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом.

Общие сведения

Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на , Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?

Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.

Территория проживания

Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».

Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?

Разнообразие народностей

Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви - это северные и южные памирцы. Каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках.

К северным пармирцам относятся:

  • шугнанцы - ведущий этнос, насчитывающий более ста тысяч человек, из них около двадцати пяти тысяч проживают на территории Афганистана;
  • рушанцы - около тридцати тысяч человек;
  • язгулямцы - от восьми до десяти тысяч человек;
  • сарыкольцы - считаются частью некогда единой группы шугнано-рушанцев, которая стала обособленной, ее численность достигает двадцати пяти тысяч человек.

К южным памирцам относятся:

  • ишкашимцы - около полторы тысячи человек;
  • сангличцы - численность составляет не более ста пятидесяти человек;
  • ваханцы - общая численность достигает семидесяти тысяч человек;
  • мунджанцы - около четырех тысяч человек.

Помимо этого, существует много близких и соседних народов, которые очень близки к памирцам. Некоторые из них со временем стали пользоваться местными памирскими языками.

Язык

Памирские языки очень многочисленны. Но их сфера применения ограничивается бытовым общением. Исторически сложилось так, что с давних времен на них имел большое влияние персидский язык (таджикский).

Для жителей Памира персидский язык давно используется в религии, литературе, устном народном творчестве. Также он является универсальным средством для международного общения.

Памирские диалекты постепенно вытеснялись В некоторых горных народах их все реже используют даже в быту. Например, в ГБАО (Горно-Бадахшанская официальным языком является таджикский. Именно на нем ведется обучение в школах. Хотя если говорить об афганских памирцах, то на их территории школ практически нет, поэтому население в общей массе безграмотно.

Сохранившиеся памирские языки:

  • язгулямский;
  • шугнанский;
  • рушанский;
  • хуфский;
  • бартангский;
  • сарыкольский;
  • ишкашимский;
  • ваханский;
  • мунджанский;
  • йидга.

Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов.

Религия

С конца первого тысячелетия до нашей эры памирские племена находились под влиянием зороастризма и буддизма. Ислам же стал проникать и широко распространяться в массах с одиннадцатого века. Внедрение новой религии было тесно связано с деятельностью Насира Хосрова. Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей.

Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец (что за нация, мы рассмотрели выше). Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам (шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма). Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования?

Основные отличия:

  • памирцы молятся дважды в день;
  • верующие не соблюдают пост в Рамадан;
  • женщины не носили и не носят паранджу;
  • мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника.

Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных.

Семейные традиции

Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции.

Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.

В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами.

Основные занятия

Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.

К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые

Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия.

Национальная кухня

Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти.

К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами. Из молочных продуктов наиболее популярными у них является чай с молоком, кислое молоко. Зажиточные памирцы пьют чай с молоком, добавляя кусочек сливочного масла.

Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Древний народ Памира

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край - родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.

Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан - так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе - самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае - уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм - шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы - потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы - древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

Собственно Памир или "крыша мира" - горная система на территории Таджикистана, Киргизии, Китая и Афганистана, находящаяся на соединении отрогов других мощных горных систем центральной Азии — Гиндукуша, Кунь-Луня и Тянь-Шаня. А это красавицы из различных этносов, его населяющих в национальных одеждах.

Женщины очень напоминают наших женщин с Северного Кавказа. Читала отчеты экспедиции этнографов - они увязывают народы Памира с осетинами, китайцами, народностями Афганистана, даже со скифами... В общем, романтическая интерпретация пекинского маэстро...

Домбарка, банджарка или памирская цыганка (индусская ветка)

Памирская или афганская киргизка.

Предположительно язгулямка, Северный Памир, Ванджский район.

Киргизка. Кыргызстан.

Ишкашимцы, южный Памир

Таджичка.

Индуска

Таджичка

Китайская народность мяо, хмонги. Разные провинции.

Казашка

Ваханцы.

Девушка из Рушана или Куляба

Китайские киргизы

Таджичка ГБАО.

У южных границ . Южный Памир охватывает долину Аличура, Северо-Аличурский, именуемый также Базардара (длина ок. 130 км. высота до 5929 м.) и Южно-Аличурский (длина ок. 150 км. высота 5706 м. г. Кызылданги) хребты; верховья Оксу и район Зоркуля. Он отличается более резким рельефом и тем, что получает больше осадков. По долине Аличура и вдоль озера Зоркуль широкими полосами идут зеленые луга. Хребты достигают 5000—5700 м высоты. Оледенение развито только на северных склонах. В этой части Памира много озер, самое большое из них — Зоркуль. В долине Аличура есть крошечное озеро Акбалык, оно отличается исключительной прозрачностью воды.
Здесь можно наблюдать, как рыба, спускаясь на дно, уменьшается в размере, хотя и в самой глубине она видна совершенно ясно. Растительность района богаче, чем в других частях Памира.
Эти места заселены с давних времен и поэтому богаты памятниками старины. К прошлому столетию относится мавзолей Ваш-Гумбез, расположенный в центре Аличурской долины. К более далеким векам принадлежат наскальные надписи у озера Яшилькуль. Интересны могильники (начало нашей эры и раньше), вскрытые археологом А. Н. Бернштамом в Кзылрабате. Они обложены стволами арчи и ивы. Как попали эти материалы в безлесные горы — загадка и поныне.
В долине Аличура расположено озеро Яшилькуль — одно из живописнейших на Памире. Мягкие очертания гор вокруг, зеленовато-голубой цвет воды — все это создает какое-то впечатление уюта и тепла. Среди космической дикости памирских гор такие уголки встречаются нечасто. Но здесь, несомненно, чувствуется дыхание соседнего Бадахшана. Река вливается в озеро под именем Аличур и вытекает из него под названием Гунт — тоже типично памирская особенность. Известно, что самая крупная река Памира, Оксу, прежде чем добраться до Пянджа, трижды меняет название. Наименование Оксу носит только верховье вниз до впадения Акбайтала. Дальше река течет под названием Мургаб. Профильтровав свою воду через Усойский завал и слившись немного далее с Кударой, она мчится дальше в узком ущелье, вплоть до впадения в Пяндж, именуясь Бартангом.
Самая мелкая часть Яшилькуля - восточная, у устья Аличура. Река непрерывно выносит в озеро и осаждает песок, ил и прочие осадки, озеро здесь непрерывно мелеет, а берег неуклонно наступает. Яшилькуль соединен протокой с озером Булункуль. Видовой состав ихтиофауны озера беден. Птиц на озере много, но здесь нет островов, и уткам, гусям и чайкам гнездиться практически негде. На многих болотистых лугах привлекают внимание провалы и ямы, заполненные водой. Это результат таяния погребенных льдов, залегающих под болотистой почвой. Нередко в обрывах берегов можно видеть целые слои льда. Образование их связано с мерзлотными процессами, происходящими в почвах памирских лугов.
Вечная мерзлота на лугах Памира — обычное явление. Благодаря ей луга «крыши мира» выглядят как кочковатая болотистая тундра. Южной окраиной Восточного Памира является Ваханский хребет, часть которого расположена на территории Афганистана. (длина 160 км. высота до 6504 м. г. Снежная Глыба в Афганистане). Через весь Восточный Памир с севера - от долины реки Маркансу до перевала Беик - на юге проходит Сарыкольский хребет (высота до 6361 м г. Лявирдыр в Китае). По этому хребту проходит граница Таджикистана с Китаем.
Восточной окраиной Памира на территории Китая является Кашгарский хребет (высота 7719м. г. Конгур).

Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
Ишкашимцы — Ишкашим по берегам Пянджа: кишлак Рын в ГБАО (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана. Ок. 1500 чел.
Сангличцы — долина р. Вардудж в афганском Бадахшане, левого притока Пянджа, с главным кишлаком Санглеч. Численность критична (100—150 чел.). К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык, в настоящее время полностью вытесненный таджикским (дари).
Ваханцы — исторически населяют область Вахан, включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи.
Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана, правобережье — к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана. Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша — в долинах Хунза, Ишкоман,Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне: Сарыколе и на р. Кильян (к западу от Хотана).
Общая численность ваханцев — 65-70 тыс. чел.
Мунджанцы населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане).
Численность - ок. 4 тыс. чел.
Йидга - часть мунджанцев, переселившаяся через хребет Гиндукуша в 18 в. долину Луткух области Читрал (Пакистан). Численность — ок. 6 тыс. чел.

Эти картины демонстрировались на выставке в Пекине, Dongcheng в середине марта 2011 года.

Если разобраться, одежда различных групп этнических таджиков, с незапамятных времен различалась только в деталях.

Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта " сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары , одевавшийся сверху халат , поясной платок и головной убор - тюбетейка .

Рубаху , обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.

Брюки - шаровары ("эзор ") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат чапан »), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы - более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани. Жители горных районов предпочитали носить «чапаны » из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент.

Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб "), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук ").

Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - "махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.

Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка , которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму.

К XX в. моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка , черная с белой вышивкой, которая получила название - "чусти ", по месту ее изготовления в городе Чуст . Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.

Женский костюм , по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта ") и шаровары . Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком.

Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.

Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому.

Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу ("фаранджи "). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой («чачван "). Вся эта конструкция одевалась на голову, и надежно укрывала лицо и фигуру. Ношение паранджи - чисто мусульманский обычай, и пришел в Таджикистан в VII- VIII веках, вместе с арабами, принесшими Ислам. И хоть эта традиция усиленно насаждалась духовенством, прижилась она только в городах равнинной части страны. А в кишлаках и горных аулах ее и вовсе игнорировали.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad