Димитриевская родительская суббота. Дмитриевская суббота: история установления и традиции поминовения усопших

Главная / Детский праздник

Димитриевская родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского , приходящимся на 26 октября (8 ноября).

По преданию, поминовение воинов - защитников земли Русской - установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира).

Явление Богородицы князю Димитрию Донскому

Первоначально Димитриевская суббота была днём поминовения православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших. Этот день напоминает нам и о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие. Т.к. каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина, то постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления Димитриевской поминальной субботы

Во времена княжения Димитрия Донского хан ордынский Мамай привел на Русь всю свою орду. Дмитрий Донской пришел к Сергию Радонежскому за советом: “Идти ль на борение противу столь сильного врага?” Преподобный благословил князя словами: “Должно тебе, государю, позаботиться о вверенном тебе от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его одержишь победу”. При этом дал ему двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В память их были зажжены неугасимые лампады, что было первым вечным огнём на могилах павших воинов. Не отсюда ли и пошёл обычай чтить память павших зажжением вечного огня?

На Куликовом поле, в 1380 году, великий князь остался победителем. Сия блестящая победа стала началом освобождения Руси от ордынского порабощения. Возвратившись с поля битвы, князь пришел к преподобному Сергию. В Троицкой обители они совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой и было предложено Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов - утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния.

С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно: в субботу перед 8 ноября на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан и сделалась всеобщей родительской поминальной субботой, поэтому в сей день православные христиане творят память всех своих упокоившихся родственников так же, как и в прочие родительские поминовения.

А Иван Грозный подтвердил особым указом постановление церкви и «повелел петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» в этот день.

Традиции поминальных обрядов

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида , или парастас . Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия , после которой служат общую панихиду .

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

О нашем долге перед усопшими

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши близкие сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!» (Собрание писем. Вып. 6, письмо 948). В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах.

Только на время человек покидает свое тело, оставляя этот видимый и переселяясь в другой, невидимый для нас, мир, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Тело распадается, а душа продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих» (Святитель Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти). Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей », - и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?! » - спросил священник. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.

– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:
– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:
– А есть ли муки другие, большие?

Послышался ответ:
– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Молитесь за усопших, позаботьтесь о душе его. Помните, что у нас всех одна дорога и всем предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули и нас!

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.

Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной. История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.

Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.

Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника .

Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.

Наверное, каждому из нас сложно смириться со смертью своих близких, но их душа всегда рядом с нами. Для того, чтобы и в ином мире наши родные чувствовали покой, необходимо читать поминальные молитвы об усопших . Желаем здоровья вам и вашей семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.10.2017 05:10

21 сентября православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников. В этот...

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Дмитровская родительская суббота или осеннее поминовение усопших в РПЦ приходится в 2014 году на 1 ноября. В прошлом году этот день праздновался 2 ноября и совпадал с католическим поминовением.

День осеннего поминовения усопших существует у всех народов, только он по-разному называется и приходится на разные даты. В католичестве поминовение происходит только раз в году, но всегда второго ноября, на другой день после .

В России существует несколько дней поминовения: весенние (три родительских дня в начале , Троицкая родительская суббота) и осеннее - Дмитровская родительская суббота. Последняя была установлена не так давно: в постоянную богослужебную практику она вошла только в конце XIX века, а окончательно установлена указом Государь Императора в 1903 году.

История рассказывает, что Дмитрий Донской после кровопролитной Куликовской битвы пришел к Сергию Радонежскому, благословившему его на этот бой, и заказал панихиду по всем погибшим в битве воинам. И повелел также ежегодно служить панихиду по убиенным в субботу, которая предшествует дню его ангела-хранителя - воина Дмитрия Солунского. Потом этот день стал праздником поминовения не только воинов, но и всех верных.

Павел Рыженко. Поле Куликово

В Белоруссии, на Украине и в районах, которые к ним прилегают, день поминания усопших называется Дедами (Дзядами или Днями предков). Осенние Деды, в отличие от весенних, празднуются не на кладбище, а в доме, и не один день, а два: в пятницу и субботу.

Первый день – постный и собственно называется Дедами, поскольку в этот день ждали прихода мужских душ, второй - суббота – скоромный, и называется Бабами, в который приходят женские души. Осенний праздник Дедов по государственному календарю Белоруссии отмечается 2 ноября.

По церковному календарю может отмечаться в разных местах и в Дмитровскую родительскую субботу, в субботу перед днем Космы и Дамиана (четырнадцатого ноября) или в субботу перед днем архангела Михаила (двадцать первого ноября). В разных местах - по-разному, но чаще всего Деды празднуются все-таки в Дмитровскую субботу.

С этим днем в Белоруссии связаны особые обычаи и ритуалы, в отличие, например, от России, где больше почитается поминовение в Радуницу и Троицу. Праздник считается семейным, как Новый год. На него стараются приехать все родственники.

Поминовение усопших. Деды

В этот день запрещалось что-либо делать, кроме приготовления еды, запрещалось также исполнение супружеских обязанностей во избежание зачатия (ребенок мог, по поверьям, родиться убогим). Словом, существовали такие же запреты, как и на Великого поста.

Существует обычай на Дедов чисто убираться в доме, стол застилать новой скатертью и топить баню, а в конце помывки оставлять воду, новый веник и чистое полотенце для душ, которые тоже захотят помыться. Праздновать начинали в пятницу вечером: тогда зажигался огонь в печи, а глава семьи затеплял застольную свечу и читал молитву.

Наступало время угощения предков. На стол клали больше ложек, чем было в доме живых, в расчете на души усопших предков. Количество блюд, которые подаются в эти дни на стол, должно быть строго нечетным или строго четным – в разных местах по-разному, но обязательно в их число должны входить поминальная кутья и блины.

После молитвы еще некоторое время все стоят, ожидая, когда насытятся пришедшие души. Только потом рассаживались за стол и живые. Трапеза проходила в тишине, как поминки. Существовал запрет есть вилками и ножами (только ложками) и резать хлеб (только ломать).

На стол ставились специальная чарка и блюдо - для вина и еды усопших: дедовская миска и дедовская чарка. В них каждый отливал часть своего вина и клал часть своей еды. Дверь оставляли открытой на случай прихода новых душ.

За трапезой говорили только о предках, вспоминали их дела и случаи из жизни, которыми гордились наследники рода. Потом наступало время гаданий и веселья, которое показывало предкам, что род живет и процветает, все идет по-прежнему и жизнь продолжается.

Стол часто оставляли на ночь не убранным, чтобы запоздавшие души могли угоститься. После застолья хозяин провожал души усопших, окропляя святой водой вокруг стола и пол до самой двери.

Существовали поверья и предсказания погоды на Пасху: если на Димитрия снега нет, значит и Пасха будет теплая и бесснежная, если Димитрий со снегом, то и Пасха будет холодная. У нас снега нет, а Пасха в следующем году будет двенадцатого апреля и все может быть: и снег, и тепло. Будем ждать – по приметам – тепло.

Римская церковь отмечает осенний день памяти усопших в основном походом на кладбище, как происходит в православии в Радуницу, с теми же обычаями: свечи, цветы, яства...

И совсем по-иному проходит День памяти Мертвых в Мексике и других странах Северной Америки. Празднуют его тоже два дня - 1 и 2 ноября, но празднуют очень весело, по-карнавальному. Гуляния начинаются уже с вечера 31 октября, а подготовка к ним - и вовсе за три–четыре месяца.

Традиция празднования мексиканского Дня Мертвых интересна тем, что здесь смерть не является символом трагедии и чего-то страшного. Наоборот, смерть – это продолжение жизни. Они с полным правом могут сказать словами Иисуса: «Смерти нет!».

Мексиканский праздник Смерти выливается в городах и селах в карнавальные шествия на кладбищах или площадях. Кладбища в эти дни становятся самыми многолюдными местами: свечи, украшенные могилы, маски, черепа, алтари, музыка, песни, вино, еда, хлеб, специально испеченный к этому дню....

Калавера Катрина

У праздника есть свои символы и обязательные атрибуты. Это калавера (череп), чаще всего сахарная, приготовленная по особому рецепту. Она является украшением символических алтарей, прилавков магазиной, домов и квартир. Калавера такой же традиционный символ праздника поминовения, как тыква - .

Второй обязательный символ - красавица Калавера Катрина. Щеголиха и дама из светского общества с черепом вместо головы. Ее образ впервые появился в 1913 году, созданный мексиканским печатником Хосе Гуадалупе Посада.

День Мертвых в Мексике – это день веселья, радости, воспоминаний и повод напомнить, что смерть – это не конец и нет повода для грусти. День Мертвых - праздник, в котором нет места скорби и печали, есть память о смерти, но она – не враг. В том мире калаки (скелеты) тоже танцуют, радуются, играют и не печалятся о своей смерти.

Смерть – радостное событие, это Пасха, если возвращаться к христианским корням, это центр жизни, момент, когда происходит рождение в жизнь Вечную, и потому ее сопровождают блистающие белые одежды, а не черное траурное облачение.

Помянем в Дмитровскую субботу, кто как сможет, всех наших усопших родных и близких, матерей и отцов, сестер и братьев, знакомых и друзей. Вечная им память…

В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником (4 ноября). Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника

фото obozrevatel.com

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Фото obozrevatel.com

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами.

В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

Дмитриевская родительская суббота – один из дней в Русском и Сербском православном церковном календаре, когда совершается поминовение усопших.

Она была установлена в память о тяжелом кровопролитном сражении под предводительством Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. Первоначально в этот день поминали всех воинов, павших в этой битве.

Со временем Дмитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Какого числа Дмитриевская суббота в 2019 году?

Поминовение ежегодно совершается в субботу перед Днем памяти великомученика Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Как проходит Дмитриевская родительская суббота?

Посетите на Димитриевскую субботу церковь. Накануне, вечером в пятницу, в храмах совершается великая панихида, или парастас, когда священнослужители возносят молитвы за умерших.

Верующие приносят в храмы в качестве пожертвования продукты (хлеб, сладости, фрукты, овощи, муку для просфор, кагор для совершения литургии), а также свечи и масло для лампад.

Утром в Дмитриевскую родительскую субботу проводится заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

В Дмитриевскую родительскую субботу люди приводят в порядок могилы умерших родственников и друзей, угощают знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. В этот день также принято подавать милостыню и угощать нищих.

Если у вас нет возможности в эти дни посетить храм и побывать на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Молитва об усопших на Дмитриевскую субботу

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Почему дни особого общего поминовения усопших называются в православии «родительскими субботами»? Считается, что суббота как день покоя является самым подходящим временем для молитв об упокоении умерших.

В церковном православном календаре установлено несколько таких дней, кроме Дмитриевской родительской субботы – это Мясопустная суббота, Троицкая суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad