Новые корабли вмф россии и перспективные проекты. ВМФ России - состав

Главная / Поздравления

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев

Военно-морские Силы - это специфический вид Вооруженных Сил, стоящий на страже интересов России. Они пребывают в готовности защитить Родину на океанских и морских театрах военных действий. Флот готов взаимодействовать с Сухопутными войсками во время возможных континентальных войн.

Флаг ВМФ

Флот с 1992 г. вернул себе исторический флаг ВМФ России, тем самым продолжив прерванную традицию. Под ним, как и прежде, моряки выполняют ответственные задачи поддержания обороноспособности страны.

Задачи флота в мирное время

В мирное время потенциал флота служит для сдерживания возможной агрессии вероятного противника по отношению к РФ. Идет непрерывная учебно-боевая работа. Казалось бы, время мирное, но где-то на своих маршрутах непрерывно осуществляют боевое дежурство ракетоносные подводные лодки (РПЛСН). В стратегически важных районах производится поиск, наблюдение и сопровождение РПЛСН, авианосных групп вероятного противника. Осуществляется противодействие его разведке, коммуникациям. Проводится предварительное обследование районов возможных боевых действий.

ВМФ России находится в готовности производить защиту побережья, действовать совместно с МВД и внутренними войсками в случае возникновения гражданских конфликтов, а при ликвидации последствий катастроф - работать вместе с МЧС и гражданской обороной.

Очевидно, что именно Военно-морские Силы представляют собой лучшую гарантию осуществления народнохозяйственной деятельности в Мировом океане. Они представляют РФ на бескрайних водных просторах, выполняют по указанию командования представительские функции путем визита кораблей. ВМФ России также выполняет межгосударственные обязательства, участвуя в ратифицированных мировым сообществом миротворческих операциях, при условии их соответствия интересам страны.

Задачи флота в военное время

В военное время флот готов активно защищать суверенитет государства на в пространстве исключительной зоны, а также на шельфе континентальном. Кроме того, ему также следует при военных угрозах выполнять специфическую «морскую задачу» - отстаивать свободу открытого моря. Для выполнения вышеизложенных задач во время, указанное нормативами боевой работы, он переводится в военное состояние путем оперативного развертывания. При наличии возможности локализовать конфликт или же предотвратить его, защищая судоходство, первостепенно выполняется эта функция.

В условиях активной фазы боевых действий флот ВМФ России должен поражать удаленные наземные объекты противника, обеспечивать боевой режим работы РПЛСН, наносить удары по подводным и надводным военно-морским силам, береговой обороне противника, защищать побережье России, взаимодействовать с сухопутными фронтовыми группировками войск.

Состав Флота

Руководство военным флотом осуществляется Главным командованием ВМФ. Имеется в виду управление его функциональными силами и средствами: надводными и подводными, морской авиацией, береговыми войсками, береговыми артиллерийско-ракетными, морской пехотой.

Организационно составляют следующие оперативно-стратегические объединения: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флота, а также Каспийская флотилия.

Северный флот

Военно-морскими базами являются Североморск и Северодвинск. Его называют океанским, атомным, ракетоносным. Основу боевой мощи составляют атомные подлодки-ракетоносцы и торпедные подлодки, авиация ракетоносная и пр/лодочная, пр/лодочные, ракетные корабли, а также авианосец - флагман флота, атомный тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Одновременно этот могучий боевой корабль - это флагман ВМФ России.

Длина данного ракетного крейсера составляет 251,1 м, ширина равняется 28,5 м, высота от уровня основной плоскости его - 59 м, водоизмещение - 23,7 тыс. тонн. Могучим «сердцем» гиганта служат два ядерных реактора. Автономность плавания флагмана России определяется запасом продуктов питания для экипажа на борту, которого хватает примерно на 2 месяца. Технически же, благодаря своим реакторам, крейсер может плавать неограниченно - без захода в порта. Максимальная скорость корабля - 31 узел.

Северный флот - наиболее грозное оперативно-стратегическое формирование ВМФ России. Составляющим его мощь военным кораблям в целях боевой подготовки регулярно ставятся учебные боевые задания. К примеру, флагман флота примерно раз в полтора года вместе с сопровождающими кораблями пересекает Атлантический океан, на его счету участие в международных учениях «Восток-2010», «Индра-2009».

Балтийский флот

Близ «окна в Европу» несет службу Состав его (корабли) нынче усиленно модернизируется и обновляется. Процесс происходит на фоне наращивания в Европе военной мощи стран НАТО. Балтийский флот планируется усилить за счет новых фрегатов проекта 11 356 с восемью крылатыми противокорабельными ракетами и противолодочными ракетоторпедами на борту.

Данное оперативно-стратегическое формирование базируется в Калининградской области (г. Балтийск) и в Ленинградской области (г. Кронштадт). Функционально оно защищает балтийскую экономическую зону, способствует безопасности прохождения судов, исполняет функции внешней политики. Это старейший Российский флот. Его история началась с победы над шведскими кораблями 18.05.1703 г. Нынче 2 - «Беспокойный» и «Настойчивый» - составляют основу боевой мощи Балтийского ВМФ России.

Формирует его боевой потенциал бригада дизельных подлодок, дивизия кораблей надводных, вспомогательные судовые соединения, береговые войска, морская авиация. Флагманским кораблем является эскадренный миноносец «Настойчивый». В текущем году производится обновление корабельных навигационных систем (гидрометеокомплексов, картографических систем, гидрокурсоуказателей и проч.), планируется модернизация гавани Балтийска.

Черноморский флот

После вхождения в Российскую империю Крыма, в 1783 г., при императрице Екатерине Великой создан этот флот. Нынче он базируется в городах Севастополе и Новороссийске. С 18.03.2014 года основная база ЧФ - г. Севастополь - вошла в состав России.

25 тыс. человек насчитывает л/с Черноморского ВМФ России. Составляют его следующие силы и средства: подлодки дизельного типа, надводные корабли типа «океан-море», морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная). Основными задачами данного флота является защита черноморской экономической зоны и обеспечение судоходства. Флагманом флота является ракетный крейсер «Москва».

В текущее время военные обозреватели сообщают о формировании черноморских флотских береговых войск и артиллерии с обеспечивающими радиотехническими в/ч, оснащенными комплексами ЗРК С-300ПМ2, «Панцирь-С1». Ожидается, что морская авиация флота будет усилена самолетами МиГ-29 и Су-27СМ, штурмовиками Су-25СМ. Также предполагается подкрепление противолодочной авиации путем дополнительного комплектования частей самолетами Ил-38Н, вертолетами ударными Ка-52К и палубными Ка-29М и Ка-27.

Как сообщается в печати, на аэродроме в Гвардейском будет дислоцирован полк бомбардировщиков Ту-22М3. Они смогут тактически поддерживать корабли ВМФ России Средиземноморской эскадры. Параллельно происходит формирование сухопутных в/ч полуострова.

Тихоокеанский флот

Данный флот РФ обеспечивает защиту интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он базируется во Владивостоке, в Фокино, в Малом Улиссе. Основу боевой мощи составляют стратегические подводные ракетные крейсера, подлодки атомные и дизельные, океанские надводные корабли, морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная), береговые войска. Флагманом флота является ракетный крейсер «Варяг».

Данный флот выполняет важную стратегическую задачу ядерного сдерживания. Постоянно на маршрутах боевого дежурства находятся атомные подводные лодки. Тихоокеанские корабли ВМФ России осуществляют гарантированную защиту региональной экономической зоны.

Каспийская флотилия

Каспийская флотилия базируется в Махачкале и Каспийске. Регион данного моря является ее зоной ответственности. Организационно флотилия - составляющая Южного ВО. Ее образуют бригады и дивизионы надводных кораблей. Флагманом флотилии является сторожевой корабль «Гепард», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр-НК». Перед нею поставлены задачи противодействия терроризму, безопасности плавания, защиты государственных интересов России в нефтедобывающем регионе.

Корабли, входящие в состав ВМФ России

На первый взгляд, неспециалисту трудно себе даже представить корабельный состав ВМФ России, однако все-таки, как оказалось, эта информация находится в свободном доступе. Это позволяет «объять необъятное»: в удобном компактном виде представить сводные данные по флотам державы, занимающей 1/5 суши (см. Таблицу 1). Прокомментируем сокращение, допущенное в таблице: флота в ней для компактности обозначены заглавными буквами.

Таблица 1. Корабельный состав ВМФ России по состоянию на начало 2014 года.

Класс С Б Т КФл Ч Всего
Ракетные подв. крейсера стратег. назначения 10 4 14
Диз./электрические подлодки 8 2 8 2 20
Многоцелевые подлодки атомные, вооруженные торпедные с ракетами крылатыми 18 10 28
Атомные подлодки спецназначения 8 8
Дизельные подлодки спецназначения 3 1 2 6
Всего - подводный флот 47 3 24 0 2 76
Тяж. атомные ракет. крейсера 2 2 4
Тяж. авианесущие крейсера 1 1
Ракет. крейсера 1 1 1 3
Эскадр. миноносцы 3 2 4 9
Сторожевые дальние корабли 2 3 5
Большие противолод. корабли 5 4 1 10
Сторожевые ближние корабли 3 2 5
Малые ракет. корабли 3 4 4 2 4 17
Малые артиллер. корабли 4 4
Малые противолод. корабли 6 7 8 7 28
Ракет. катера 7 11 6 5 29
Противодиверс. катера 1 1 1 3 6
Артиллер. катера 2 5 7
Дальние тральщики 4 2 7 13
Тральщики рейдовые 1 15 5 2 23
Ближние тральщики 6 5 7 2 2 22
Большие десант. корабли 4 4 4 7 19
Десант. катера 4 6 4 6 2 22
Десант. корабли на возд. подуш. 2 2
Всего - надводный флот 42 56 52 33 44 227


Перспективы развития ВМФ России

Проанализируем перспективы развития флота, исходя из интервью, данного Главкомом ВМФ России адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым.

Сама логика развития Флота как сложного, целостного организма, считает адмирал, не приемлет скоропалительных решений.

Поэтому его развитие спланировано как стратегический процесс до 2050 г. Цель дальнейшего прогресса связывается с повышением эффективности ядерного сдерживания противника.

Планом предусматривается, что получит ВМФ России новейшие корабли в 3 этапа:

  • с 2012 по 2020 год;
  • с 2021 по 2030 год;
  • с 2031 по 2050 год.

На первом этапе будет завершено строительство подводных атомных крейсеров IV поколения. Главным носителем баллистического оружия станут РПЛСН проекта 955А.

Второй этап ознаменуется заменой действующих РПЛСН их аналогами IV поколения. Также планируется создание для надводных кораблей корабельного стратегического ракетного комплекса. Одновременно будет начата разработка подводных атомных крейсеров пятого поколения.

На третьем этапе предполагается развернуть строительство прошедших испытания атомных крейсеров V поколения.

Кроме принципиального наращивания потенциальных характеристик ВМФ России, новейшие корабли - стратегические подводные крейсера и РПЛСН - будут характеризоваться повышенной скрытностью, малошумностью, совершенной связью, применением робототехники.

Задачи, стоящие перед береговыми войсками

Напомним, что ранее нами уже были названы основные базы ВМФ России для всех ее флотов. Однако намеченное развитие флота на период до 2050 г., безусловно, коснется и береговой охраны. Какие же акценты в нем усматривает главком Чирков? Рассматривая базы ВМФ России в процессе их дальнейшего стратегического развития, Виктор Викторович делает ставку на завершение создания береговых ракетных комплексов, подготовку и оснащение морской пехоты для выполнения задач в условиях Севера.

Вывод

Хотя основа организационной структуры ВМФ России не изменится (4 флота и 1 флотилия), в их рамках будут создаваться разнородные высокоманевренные ударные силы. В ключе их создания продолжаются успешные разработки беспилотных аппаратов, систем искусственного интеллекта, морских роботосистем, оружия нелетального действия.

Подводя итог обзору флота России, следует обратить особое внимание на перспективу его обновления кораблями IV, а затем и V поколения. Вместе с тем основу мощи ВМФ после осуществления плана будут составлять подводные атомные крейсера V поколения. Принципиальное увеличение боевой мощи будет сопровождаться совершенствованием систем управления, интеграцией сил ВМФ в межвидовые группировки войск на возможных театрах боевых действий.

В завершение нашей скромной презентации ВМФ России - фото ее атомного флагмана, ракетного крейсера «Петр Великий».

Стоят наравне с флотом США. И это не удивительно. Что ж, следует вкратце рассказать о ВМФ, а отдельно затронуть такую интересную тему, как классификация кораблей.

Определение

Современный ВМФ РФ является преемником военно-морского флота СССР и Российской Империи. Эти войска защищают суверенитет страны, который распространяется за пределы её сухопутной территории, а также создают и поддерживают условия для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Также российский флот участвует в военных, гуманитарных и прочих акциях, которые отвечают интересам нашей страны. И, помимо перечисленного, ВМФ обеспечивает военно-морское присутствие российской державы в Мировом океане.

Задач немало. Все они разноплановые и имеют свои особенности. И не удивительно, что в нашем флоте числится самая разная техника и суда. Потому и существует классификация делятся на классы (в зависимости от того, каково их предназначение). А они, в свою очередь, - на подклассы. Все зависит от специализации, типа энергетической установки и водоизмещения.

Также важно знать, что все суда делятся ещё и на ранги. Распределение по ним зависит от тактико-технических элементов и непосредственного предназначения. И для начала хотелось бы сказать, что в России установлено четыре ранга, и высшим считается первый.

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё - следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение - вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера - боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится основное вооружение которого - ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение - минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг - самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры. Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение - уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Лодки и корабли первого ранга

Обсуждая такую тему, как классификация кораблей ВМФ 1 ранга, нельзя не упомянуть про большую атомную подводную лодку. Она достойна внимания. Здесь от лодки одно название: это крупный, 2-корпусный боевой корабль. Его водоизмещение составляет ~6000-10000 тонн. Корабль комплектован торпедными аппаратами, атомной установкой, крылатыми ракетами - всем, за счет чего можно уничтожить авианосные ударные группы и подводные лодки.

Также классификация кораблей по размерам включает в себя большой противолодочный и универсальный десантный корабли. Водоизмещение - 6500-9000 и <11500 тонн соответственно. Первые из перечисленных обеспечивают слежение и уничтожение атомных подводных лодок, а вторые - перевозку техники и войск.

2 ранг

Судно второго ранга - это трехдечный У него имеется гюйс, который поднимается на носовом флагштоке при стоянке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении военных и оборонительных действий в дальней морской зоне. Причем как самостоятельно, так и в составе соединений.

Классификация кораблей 2 ранга начинается со сторожевого судна. Основная его задача - охранять. Но, тем не менее, это боевой многоцелевой корабль. И у него есть вооружение (артиллерийское, минное, противолодочное, ракетное и ПВО). Оно предназначено для защиты как самого корабля, так и эскорта. Классификация кораблей второго ранга включает в себя ещё ракетные суда. Они предназначены, чтобы поражать на закрытых морях, а также в ближней морской зоне надводную вражескую технику.

Еще ко 2 рангу относятся подводные лодки специального назначения (для уничтожения противников) и десантные корабли (осуществляют транспортировку военной техники и служащих).

Корабли третьего ранга

Их ещё принято называть двухдечными, линейными, У них отсутствует гюйс, а предназначение заключается в проведении действий в ближней морской зоне. Классификация военных кораблей третьего ранга начинается с малых ракетных суден. Они предназначены для того, чтобы поражать любую боевую морскую технику врага на закрытых морях. Главное вооружение - это ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Также есть малые артиллерийские и противолодочные корабли. Это боевые надводные суда. Артиллерийские осуществляют огневую поддержку морского десанта, а противолодочные ищут, выслеживают и уничтожают подводные лодки врагов.

Также классификация военных кораблей включает в себя так называемые тральщики. Это надводные суда особого назначения. Их задача заключается в поиске, обнаружении и тралении донных и морских якорных мин. Еще тральщики проводят корабли и прочие суда через мины.

Малые десантные суда тоже относятся к третьему рангу. Это надводные корабли, которые транспортируют личный состав и военную технику.

Корабли четвертого ранга

К ним относятся двухдечные линейные суда, число пушек которых составляет от 44 и до 60 единиц. Если затрагивать такую тему, как классификация военных кораблей по размерам, то нужно отметить, что 4 ранг - это самые маленькие суда. У них нет гюйса, а их водоизмещение составляет всего 100-500 тонн. Сравнить хотя бы с авианосцами, у которых данный показатель составляет 25000 тонн!

И действуют суда четвертого ранга в прибрежной морской зоне, а также на рейдах.

Классификация военных кораблей по размерам завершается боевыми и десантными катерами. Это малые надводные корабли. Суда первого типа из перечисленных предназначены для того, чтобы наносить удары по морской технике противников. А десантные катера выгружают десант и технику на берег. Еще среди суден 4-го ранга есть тральщики, действующие на рейдах, в прибрежной зоне и в акваториях ВМБ.

Исходя из всего вышеперечисленного, каждый, даже не посвященный в подробности человек, сделает вывод: российский военно-морской флот недаром считается одним из мощнейших во всём мире. И этот факт не может не радовать.

Новый главком ВМФ Владимир Королев пообещал, что в ближайшие два года в состав флота войдут более полусотни кораблей. Чем именно пополнится один из двух главных «союзников» России?

Адмирал Владимир Королев стал главкомом в этом месяце. С ноября 2015 года он исполнял обязанности своего испытывавшего проблемы со здоровьем предшественника Виктора Чиркова . Чирков так и не смог полностью оправиться от тяжелой операции, и в итоге подал рапорт на увольнение.

До своего назначения на главную флотскую должность Королев командовал Черноморским и Северным флотами, а также объединенным стратегическим командованием «Север». На последней должности он внес существенный вклад в развертывание российской группировки войск и создание военной инфраструктуры в Арктике.

Выступая в понедельник 18 апреля на церемонии вручения ему штандарта главнокомандующего ВМФ, адмирал Королев заявил: «Я хотел бы подчеркнуть, что за три года с 2013 по 2016 годы мы ввели в состав сил постоянной готовности 42 боевых корабля. В период с 2016 по 2018 годы мы планируем дополнительно ввести в состав ВМФ более 50 кораблей. Это позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях».

Несмотря на то, что подробные списки строящихся кораблей со всеми сопутствующими деталями относятся к секретной документации (или, как минимум, к информации для служебного пользования), общую картину можно с высокой степенью достоверности восстановить по открытым источникам. Давайте попробуем это сделать.

Авианесущие корабли и эсминцы

При всех оптимистичных моментах в российском судостроении создание полноценных авианосцев или хотя бы авианесущих крейсеров - дело не столь отдаленного, но будущего. Пока дальше идей, планов и макетов дело не заходит, и о чем-то предметном можно будет говорить не ранее 2020-2025 годов.

Более реалистично выглядит проект универсальных десантных вертолетоносцев «Лавина» / «Прибой», примерных аналогов многострадальных французских «Мистралей», которые в силу известных политических обстоятельств перекочевали из российского флота в египетский. Данный проект был представлен в прошлом году, производство в количестве не менее четырех планируется начать в 2016-2018 годах.

Еще один тип крупных боевых кораблей, которые вот-вот собираются строить, - атомные эсминцы проекта 23560 (шифр «Лидер»). Их планируется ввести в строй аж 12 штук, но закладка намечена примерно на 2109 год.

Таким образом, из этой категории до 2018 года мы не можем ничего ожидать даже чисто теоретически.

Сторожевые корабли (фрегаты и корветы)

Прежде чем рассматривать эту группу, необходимо сделать небольшую оговорку. В советском ВМФ корабли, примерно равные по характеристикам фрегатам и корветам в общемировой классификации, были отнесены к сторожевым кораблям (СКР) - с разделением на дальнюю и ближнюю морскую зону. В силу инерции и наличия значительного числа судов советской постройки у нас действует советская классификация с постепенным переходом на общемировую.

Итак, здесь мы уже можем ожидать поступления нескольких кораблей до 2018 года. Во-первых, это два из восьми заказанных (и 15 запланированных) фрегата проекта 22350 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». Оба уже давно спущены на воду, испытания первого подходят к концу, второго - начинаются. Третий в серии фрегат «Адмирал Головко» должны спустить на воду в этом году, но не факт, что его успеют передать флоту в ближайшие два года.

Также нас ожидает ввод в эксплуатацию 2-3 сторожевиков проекта 11356 «Буревестник» (модернизация советского проекта 11355). Головной корабль «Адмирал Григорович» уже находится в строю с прошлого месяца, «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» проходят испытания, а «Адмирал Бутаков», тоже в прошлом месяце, был спущен на воду.

Помимо этого, строятся корветы проекта 20380. В дополнение к четырем переданным Балтийскому флоту как минимум один («Совершенный») должен быть в конце этого или начале следующего года заступить на службу в Тихоокеанский флот. Возможно, к нему успеет присоединиться корвет «Громкий».

Десантные корабли и катера

В ближайшее время в состав ВМФ должны войти оба больших десантных корабля проекта 11711 - «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Первый - уже к осени текущего года.

В 2017 году должны вступить в строй все пять десантных катеров на воздушной подушке проекта «Мурена» - уже имеется их опыт строительства для ВМС Южной Кореи. Кроме того, на Черноморский флот должен поступить второй десантный катер проекта 02510. Что интересно, такие катера, помимо прочего, оснащаются разведывательными беспилотниками, тоже, кстати, отечественного производства.

Малые боевые корабли и катера, патрульные корабли и тральщики

Эта группа - самая многочисленная. Здесь наиболее интересны малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», родственные тем, которые дежурили у берегов Сирии и наносили удары по террористам ракетами «Калибр» из акватории Каспия. Более того, на смену или в дополнение им уже идут МРК проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Общее ожидаемое число к 2018 году - 3-5.

Бороться с диверсантами и помогать пограничникам будут еще несколько (около 5-6 в дополнение к 10 построенным) противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Охраной ближних и дальних подступов к берегу займутся 3-4 патрульных корабля модульного типа проекта 22160, а противоминной обороной - как минимум один (головной) базовый тральщик проекта 12700 «Александрит».

Подводные лодки

Что касается подводного флота, в дополнение к трем ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей» должен быть введен в эксплуатацию «Князь Владимир» - первый из строящихся по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Возможно, к 2018 году подоспеет и «Князь Олег». Отметим, что РПКСН являются носителями ядерных баллистических ракет морского базирования.

Также ожидается поступление многоцелевой атомной подлодки с крылатыми ракетами «Казань», которая строится по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М».

Если говорить о неатомных (дизель-электрических) субмаринах, то в течение двух лет должны встать в строй две «Варшавянки» (проект 636.3). И Б-268 «Великий Новгород», и Б-271 «Колпино» пойдут на Черноморский флот. Подлодки этого класса тоже участвовали в сирийской операции - «Ростов-на-Дону» наносила удар из акватории Средиземного моря крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ».

Вспомогательные суда

На вспомогательных судах подробно останавливаться не будем, тем более что и информации по ним не так уж много. До 2018 года должны быть введены в эксплуатацию 1 спасательное буксирное судно с функцией перевозки грузов, 2-4 средних и малых танкера, 2-3 опытовых судна (предназначенных для испытания нового вооружения и оборудования), 4-6 буксиров, от 2 больших гидрографических катеров, 5 плавучих кранов и 10-15 катеров аварийно-спасательного и иного вспомогательного предназначения.

* * *

Таким образом, мы насчитали 30-35 боевых кораблей и 25-35 вспомогательных судов. Даже если взять минимальные цифры, итоговое пополнение корабельного состава явно будет больше 50. А значит, у нас нет оснований сомневаться в словах нового главкома.

В вышеприведенные таблицы не включены корабли, катера и подводные лодки приписанные к боевому составу флотов и его соединений, но переданные по договору лизинга третьим странам. А также, бортовые боевые катера и катера каталогизация которых технически невозможна.

В вышеприведенные таблицы включены корабли, катера и подводные лодки формально списанные и исключенные из боевого состава флота и его соединений, ожидающие утилизации, но имеющие на борту сокращенный экипаж, и вымпел военно-морского флота.

В вышеприведенные таблиц кораблей не включены по причине незначительности боевые противодиверсионные и десантные катера, включенные в систему объектов управления армии и флотом на берегах внутренних водных путей (ВВП).

В вышеприведенные таблицы не включены по причине незначительности для анализа боевого состояния флота и технической невозможности каталогизации суда, катера и элементы транспортной или складской инфраструктуры сверхмалого водоизмещения, не имеющие бортовых номеров, являющиеся несамоходными, бортовыми, являющиеся судами обеспечения пунктов базирования или в целом тематически не соответствующие данной статье. К ним относятся: дебаркадеры, брандвахты, шлюпки, плашкоуты, плавучие причалы, плавучие стенды размагничивания, плавучие станции энергообеспечения, плавучие зарядовые станции, плавучие отопительные станции, портовые суда нефтемусоросборщики, плавучие казармы, малые и большие корабельные щиты, учебные парусники-барки, катера водители мишеней и катера мишени, бортовые катера, малые гидрографические катера, празднично-церемониальные катера - катера связи, пассажирские катера - катера связи, учебные катера, малые поисково-спасательные катера, рабочие катера, служебно-разъездные катера, экологические катера, экологические суда, катера торпедоловы (в том числе приписанные к исследовательским центрам вооружений), мотоботы, спортивные яхты, рейдовые паромы, речные буксиры-толкачи, несамоходные рейдовые плавучие мастерские, кабельные суда, рейдовые плавучие мастерские, плавучие мастерские, плавучие самоходные и несамоходные краны, самоходные и несамоходные сухогрузные и наливные баржи; и суда, приписанные к судоремонтным заводам (технические танкеры, рейдовые буксиры и буксирные катера, плавучие мастерские, рейдовые плавучие мастерские, суда контроля физических полей, суда размагничивания, и плавучие технические базы - хранилища ядерных отходов).

В статистическом подсчёте процентной доли вооружения за указанные периоды суммарно и раздельно по флотам, не учитывались факторы выделения финансирования и фактического начала работ задолго до указанных дат церемоний закладок кораблей и соответственно их вступления в строй. Также не учитывались факты достройки кораблей из ранее созданных корпусных заделов предыдущего периода.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad