Шарады про каравай для детей. Учимся составлять словесные шарады

Главная / К празднику

Еще одна разновидность игр со словами называется «шарада». Составные части шарады - отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом - смысл всего слова. И не всегда при этом слово разбивается по слогам.

Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.

Шарады описаны еще в античной литературе, а своего расцвета они достигли в салонной культуре XVII-XVIII веков, а затем из литературы исчезли, сохранившись только в качестве игры.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:

Три буквы облаками реют,

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет «В тумане моря голубом».

Вот еще примеры слов-загадок для шарад:

фа-соль, за-дача, верх-ушки, кипа-рис, Мел-и-тополь, бал-а-лайка, пол-оса, бар-сук, вол-окно, кара-мель, пар-ус, вино-град, бой-кот.

Возможно и вы сами попробуете придумать к ним задания? Только учтите, что для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ : «Бук-вы».)

Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ : «А-том».)

Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ : «Па-ром».)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ : «За-дача».)

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ : «Кар-тина».)

Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ : «До-рога».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(Ответ : «С-порт».)

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой.

(Ответ : «Пар-та».)

Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Ответ : «Пи-рог».)

Нота - мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

(Ответ : «Ми-на».)

Вы меру площади припомните вначале –

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ : «Ар-балет».)

Вот он - первый слог.

Буква на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ : «Про-паж-а».)

Из бумаги - самый первый слог.

В него сахар ты б насыпать смог.

Второй - мерит информацию он иль

Нам являет музыкальный стиль...

Слово целое - как кувырок,

В цирке ты б его увидеть смог.

(Ответ : «Куль-бит».)

В начале - действий череда,

Но - не ходьба и не езда.

Затем здесь гласная идет,

А следом - жмот наоборот.

Отгадка - зверь гиппопотам.

Сказать иначе надо вам.

(Ответ : «Бег-е-мот».)

Отыщи болезнь-заразу,

А прибавишь букву - сразу

Слово новое готово.

У кораблей есть это слово.

(Ответ : «Я-корь».)

Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

(Ответ : «М-уха».)

Первое - нота, вторая - игра,

Целое встретится у столяра.

(Ответ : «До-лото».)

Первый слог - рекой зовется,

Есть на корабле - второй,

Ну а целое дается

В честь победы боевой.

(Ответ : «Сал-ют».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Ответ : «Я-блок-о».)

Первый слог мой каждый знает -

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать.

(Ответ : «Мел-и-тополь».)

Мое начало вы найдете в поле,

Второе с третьим вы учили в школе,

Когда был по грамматике урок,

Одно из них - союз,

Другое же - предлог.

Затем вы, приложив старанье,

Найдете дерева названье.

А в целом - имя города-героя,

Чьей мы гордимся славой боевою.

(Ответ : «Сев-а-с-тополь».)

Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже.

(Ответ : «Фа-соль».)

Ищите в танце первый слог,

Вторых два - цифра и предлог,

А целым мы зовем людей,

Готовых жизнь отдать в бою

На благо Родины своей.

(Ответ: «Па-три-от».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(Ответ : «Кипа-рис».)

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

(Ответ: «Бра - конь - ер».)

Мой первый слог - это предлог,

Согласья знак - второй мой слог,

Мой третий слог - судьбина злая,

Всё вместе - в праздник получаем.

(Ответ : «Под-а-рок».)

Первый слог для измеренья круга нужен,

Два вторых совместно значат «век».

В целом - огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

(Ответ : «Пи-сто-лет».)

Географические шарады

1. В букве и в ноте столицу одной из республик России найдете.

2. Мой первый слог - животное морское. За ним охотятся порой. А междометие - второй Все - государство, но какое?

3. Междометие - слог первый. Среди птиц ищи второй Третий - буква. По Уралу Протекаю я рекой.

4. Чтоб показать свое уменье,

Давай подумаем с тобой

Мой первый слог - местоименье,

Название леса - слог второй

А на конце (смелей за дело!)

Один согласный звук возьмем.

Конец шараде! Словом целым

Известный город назовем.

5. Первый слог каждый знает -

В классах он всегда бывает,

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

Чтобы целое узнать,

Город нужно нам назвать.

6. Первое - согласная, второе - предлог, третье- страна в Африке, целое-республика в Южной Америке.

Ответы:

1. У-фа. 2 Кит-аи 3 Чу-сова-я 4. Вы-бор-г. 5 Мел-и-тополь. 6. Б-о-ливия.

Слоговые шарады – это упрощенный вариант буквенных шарад. Смысл шарады в том, чтобы отгадать блиц-загадку и из первых слогов слов-отгадок составить ответ всей шарады.

Первый слог из будки лает,
Ставят в слог второй букет,
А сложи – во тьме летает
И не любит солнца свет.
(Сова: собака, ваза )

Первый слог – конечность спрута,
Слог второй при пятачке,
А всё вместе – барракуда,
Только водится в реке.
(Щука: щупальце, кабан )

Первый слог на небе светит,
Слог второй – букашка-ткач,
А сложи два слога эти
И увидишь точку с мяч.
(Лупа: луна, паук )

Первый слог – дуга цветная,
Слог второй – железный конь,
А всё вместе окружает
Холст, хоть с поле, хоть с ладонь.
(Рама: радуга, машина )

Первый слог – из ягод сладость,
Носят дома слог второй,
Вместе – белая мохнатость
И стерильная порой.
(Вата: варенье, тапочки )

Первый слог рыж, словно пламя,
Шляпа пляжная – второй,
Вместе – дерево с цветами,
Что влечет пчелиный рой.
(Липа: лиса, панама )

Первый слог – десерт молочный,
Слог второй – держатель брюк,
А всё вместе днем и ночью
Бьется обо всё вокруг.
(Море: мороженое, ремень )

Первый слог – сундук изящный,
Кекса аромат – второй,
Вместе – камень, но кипящий,
Изливаемый горой.
(Лава: ларец, ваниль )

Первый слог – всего лишь нота,
А второй слог – экипаж,
Сложим и получим воду,
Что течет до моря аж.
(Река: ре, карета )

Первый слог надет на ноги,
Сыро там, где слог второй,
А всё вместе по дороге
Мчит за тройкой удалой.
(Сани: сапоги, низина )

Первый слог – шесть струн певучих,
В красных гроздьях слог второй,
Вместе всё атлет могучий
Поднял вверх одной рукой.
(Гиря: гитара, рябина )

Первый слог царицы носят,
Слог второй – соленый жир,
А все вместе заплелося
И на плечике лежит.
(Коса: корона, сало )

Первый слог в пюре фруктовом,
Слог второй по снегу мчит,
Их сложи, получишь слово,
Что зубасто, но молчит.
(Вилы: витамины, лыжи )

Первый слог лицо скрывает,
Слог второй – моллюска дом,
А всё вместе освещает
Путь, чтоб ехать там потом.
(Фара: фата, раковина )

Первый слог стоит средь поля,
Слог второй «Ква-ква!» поёт,
А всё вместе много боли
Причинит, коль попадет.
(Пуля: пугало, лягушка )

Первый слог пекут из теста,
Слог второй цветет в лугу,
Их сложи, и то, что вместе,
Есть у тех, кто весь в пуху.
(Перо: печенье, ромашка )

Первый слог на волн верхушках,
Выжимают слог второй,
А сложи, и там ракушки
Можно отыскать порой.
(Песок: пена, сок )

Первый в кладах слог находят,
Слог второй верблюду брат,
Вместе всё у печки в поде,
Как поленья прогорят.
(Зола: золото, лама )

Первый слог у пчелки в брюшке,
Шерсть нам слог второй дает,
А всё вместе – не лягушка,
Но похожа на нее.
(Жаба: жало, баран )

Первый слог игра с доскою,
Слог второй сыр измельчит,
Вместе всё туннель пророет,
Став черней самой ночи.
(Шахтёр: шахматы, тёрка )

Первый слог – значок для звука,
Сорт печенья – слог второй,
А всё вместе носит брюки
И бежит за детворой.
(Нога: нота, галета )

Первый слог с хвостом и гривой,
С тополей летит второй,
А всё вместе горделиво
Разрослося над травой.
(Лопух: лошадь, пух )

Первый слог – пернатый хищник,
Слог второй – на палке свет,
Если кто прилечь где ищет,
Лучше места в мире нет.
(Софа: сокол, факел )

Первый слог – почти беззвучье,
Выступ крыши – слог второй,
Вместе всё – улов не лучший,
Но плавучий и живой.
(Тина: тишина, навес )

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:
- Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
- Если к третьей ноте прибавить необходимую приправу хозяйки, которая всегда на обеденном столе, то можно получить бобовое растение (Фа-соль).
- Первое - предлог, второе - девочка, целое – обязательный атрибут рыбака. (Удочка).
- Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия).

Чаше всего шарады используются стихотворные:
Начало группой лиц поется,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Новогоднею игрою. (Хор-овод).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили знатные люди в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:
Едва приметный червь, но для мехов опасный,
- Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный
- Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей. (Моль-ер).
В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх.

Но самое интересное, особенно для смышленых ребят - не загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Используя познавательные интересы младших школьников, учитель может организовать игру.

Игры с разгадыванием и составлением шарад могут быть самыми разнообразными. Например, можно заранее предложить нескольким микро-группам (командам) учеников найти в словаре 5-6 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. Во время игры (на любом уроке в качестве разминки-отдыха или на переменке) команды будут коллективно сочинять шарады и по очереди загадывать их соперникам. На отгадывание - 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. К примеру, выбрано слово «ясень». Из него может получиться шарада: «Первое - местоимение, второе - прохлада, целое – дерево».

Другой вариант игры – составление шарад по карточкам, на которых написаны различные слоги. В данной игре мини-группам (командам) или индивидуально шарады нужно будет складывать из уже имеющихся частей. Для этого варианта игры учителю необходимо заранее приготовить одинаковые комплекты карточек с написанными частями шарад, которые потом надо будет вручить каждому участнику или каждой команде. За одну минуту участники игры должны составить из имеющихся частей слова.

Примеры составных частей шарад (карточек):
1. Кит, след, ель, опыт, пас, пар, порт, ус, кипа, пол, рис, оса, куль, вес, тура, точка, газ, док, ель, лад, сено, мышь, вал, як, яр, марка. Ответы при этом могут получиться следующими: китель, следопыт, паспорт, парус, кипарис, культура, весточка, газель, доклад, сеновал, мышьяк, ярмарка, полоса.
2. Хор, ре, пас, форт, граф, яр, культ, трак, бой, тюль, чан, галс, тук, кол, ель, кара, тир, го, кость, марка, пара, овод, ком, пан. Возможные варианты ответов (слов): яркость, гобой, колчан, трактир, каракуль, параграф, тюльпан, хоровод, компас, фортель, ремарка, галстук.
3. Ар, ат, кар, лот, ом, па, пи, сон, тик, тис, тол, тон. Возможные варианты ответов (слов): арат, омар, папа, питон, пилот, аттик, толпа, карат, сонар, картон, аромат, патиссон.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия и смекалка для изображения предметов. Но сколько восторга и положительных эмоций!
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:
- балалайка, бормотать, борода, виноград, домино;
- иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина;
- панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья;
- собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка;
- частушка, чертеж, ябеда, якорь.

А это примеры более сложных слов для составления шарад:
- бараночник (баран-очник), воздуховод (воз-дух-овод);
- голодранец (голод-ранец), долгострой (долг-ост-рой);
- компаратор (ком-пара-тор), настроение (наст-роение);

Одним из популярных видов шарад является составление новых слов , в котором обязательно должно присутствовать первоначально заданное слово. Составлением подобных шарад можно заняться на любом уроке в качестве разминки-отдыха.
1. К заданному слову прибавьте любое иное слово и получите новое. Например, какие новые слова можно получить из слова «кол», приставив к нему самостоятельные слова? (Кол – лекция, кость, ода, чан. Новые слова: коллекция, колкость, колода, колчан).
2. Приставьте к заданному слову любые самостоятельные слова и получите совершенно новое, окончанием которого будет первоначально заданное слово. Например, какие новые слова можно получить из слова «ель», поставив перед ним самостоятельные слова? (Гриф, кит, пост, пуд, штаб - ель. Новые слова: грифель, китель, постель, пудель, штабель).
3. Приставляя любые слова, приставки или союзы спереди или позади слов «кот» или «пес», составьте цепочку новых слов. У кого это получится быстрее? Кто больше составит слов, в которых обязательно должны уместиться слова «кот» или «пес»? (Котел, икота, скотч, рокот, цокот, песец, песня, песок, спесь, локоть, мякоть, бойкот, клокот, пестик, супесь, герпес, котелок, котлета, котомка, коттедж, скотина, никотин, щекотка, мелкота, слякоть, стрекот, пескарь).
4. Кто больше составит слов, оканчивающихся на «мя»? (Имя, вымя, семя, темя, бремя, время, знамя, пламя, племя, стремя и т.д.).
5. Кто больше и быстрее придумает слова, которые бы служили окончанием первого слова и началом второго. Например: ме (...) олад. Ответ: шок. Варианты слов: по (ток) арь; беге (мот) ор; пи (.лот) ок; вам (пир) амида; го (бой) кот; разго (вор) от; на (род) дина; ку (ма) ма; на (гар) аж; при (вет) ка; про (бел) ка; при (ступ) а; при (кол) ос; ком (пас) порт; им (порт) тик; у (гар) аж.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.)

Этот материал нам предложила наш постоянный автор Н.А. Еськова, и мы ему очень обрадовались: ну разве не приятно лишний раз убедиться в том, что и двести лет назад люди веселились, и подшучивали друг над другом, и играли в салонные игры? А еще приятнее поближе познакомиться с давно забытым русским писателем...

Александр Ефимович Измайлов родился в Петербурге в 1779 году, а умер там же в 1831 году. Он происходил из небогатой дворянской семьи, образование получил в Горном училище (1792–1797), после чего служил в Экспедиции о государственных доходах. Позже (1826) дослужился до поста вице-губернатора Твери.
Писать и печататься начал в конце XVIII в., причем сразу получил известность благодаря сатирическому роману «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (1799–1801), продолжившему традицию русской просветительской прозы. Правда, поздняя лирика А.Е. Измайлова была откровенно официозна.
В 1802 году писатель вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, но, в отличие от большинства других членов этого общества, показал себя убежденным противником архаистов. В этом он сближается с последователями Н.М. Карамзина, хотя резкая негладкость и своего рода демократическая неизящность его манеры письма явно не соответствуют вкусам сентименталистов.
Излюбленными поэтическими жанрами А.Е. Измайлова были басня и сказка (последняя отличалась от первой тем, что в ней действовали не животные, а люди). Лучшими баснописцами поэт считал Ж.Лафонтена, И.И. Хемницера, И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.
Служа в Твери и в Архангельске, собирал диалектные слова и выражения, местные анекдоты, предания, подборки которых были им опубликованы. С начала 1810-х годов как критик и журналист участвовал в издании различных журналов, а вершиной его журналистской деятельности стало появление в 1818 году издаваемого им журнала «Благонамеренный», ориентированного на непритязательное, добродушное веселье.
С А.С. Пушкиным и его «неблагонамеренными» друзьями А.Е. Измайлов близок не был, хотя старался с ними не ссориться, только один раз слегка «кольнул» Пушкина в анонимной заметке, на что тот тут же откликнулся гневной эпиграммой «Ex ungue leonem» (1825) (тоже не называя имен). Впрочем, отношения писателей от этого не испортились. Жизнь шла своим чередом, а время все расставило на свои места...

По материалам биобиблиографического словаря «Русские писатели. XIX век»
(М.: Просвещение – Учебная литература, 1996)

ШАРАДЫ

А.Е.ИЗМАЙЛОВ

Танцуя, первое мое употребляют,
С водой второе попивают,
А иногда и без воды,
И много от него бывает здесь беды;
На целом же переезжают
Через реку, через канал –
Ужли, читатель, ты еще не угадал?

Читатель! Первое мое – предлог
И имя – это лишь в одних печах бывает;
Второе всякому дал Бог.
Беда и стыд тому, его кто потеряет!
На целом подают
То, что едят и пьют.

Слог первый у меня то место означает,
Куда приходят корабли;
Второй – спасителя животных на земли;
А целое – того, кто всех нас одевает.

От первого в лесу придешь в оцепененье;
Второе же местоименье,
Которое у нас теперь в употребленье
В бумагах деловых, еще в проповедях
И иногда в стихах;
А целое – цветок красивый, но прелестный,
Душистый и весьма известный.

Слог первый у меня есть буква, или знак;
Второй – цветок, зерно; а целое – казак.

И первый, и второй – один и тот же слог,
А целого – избави Бог.

Читатель! Первое мое – местоименье;
Второе – человек, которого уменье –
Чужое прибирать именье,
А целое – растенье.

Как первая моя, так и вторая часть
Всегда из дерева бывают.
Не дай Бог и врагу на первое попасть!
Второе жидким наливают,
И вещи разные туда же можно класть.
А в целом древнее оружие хранится,
Которое теперь в сраженье не годится.

В воде есть первое , а также и второе ;
Но целое с водой второго лучше втрое.
Как втрое? Вчетверо, в пять раз!
Да много от него быть может и проказ.

Читатель! Первое мое ты, верно, ел:
Вещь эту всякий здесь имеет огородник;
В последнем некогда один пророк сидел;
А целое – актер... еще поэт-покойник.

По первому мы ходим,
И это есть во всех домах;
Второе в азбуке находим;
А целое – в шкапах.

Слог первый состоит из буквы только гласной;
Второй же из согласной:
От первой в азбуке она недалека,
А целое – река.

Когда за целое мое детей сажают,
То первое всегда сперва покажут им;
Напротив же того, вторым
Нередко их стращают.

Два слога первые – растенье.
Хоть горько, мочи нет, оно,
Но многие у нас кладут его в вино.
Последний слог – местоименье;
А в целом утонуть зимой немудрено.

Объяснение шарад

1. Па-ром.
2. Под-нос.
3. Порт-ной.
4. Лев-кой.
5. Ер-мак.
6. По-жар.
7. Я-вор.
8. Кол-чан.
9. А-рак.
10. Боб-ров.
11. Пол-ка.
12. О-ка.
13. Аз-бука.
14. Полынь-я.

П о т р я с е н и е

п о - т р я - с е - н и - е Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad