Фундаментальные исследования. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа Научная статья на тему патриотическое воспитание

Главная / Игры и конкурсы

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.

Патриотическое воспитание подростков

Россия, ты у нас одна,

И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы - страна,
В сердцах и мыслях мы -
России дети.
Картавенко Ксения

Сегодня эта тема очень актуальна. Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше подросток смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг - шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши подростки видят совершенно другую страну.

В наших ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.
Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно - родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы... ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Что такое “патриотизм”?

  • Патриотизм (от греческого patris) - Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» , ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Что такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности:
1.Пропаганда отечественной истории и культуры.
2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе - это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа - сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф. Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи» .
Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.
Одним из направлений моей работы, как классного руководителя, с учебной группой является гражданско - патриотическое, правовое.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;
совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
В этом учебном году особое место занимает тема «70-летие Великой Победы в ВОв». С 1 сентября систематически проводим встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, выпускниками бывших лет, прошедшими службу в рядах Российской армии, взрослыми, работающими в техникуме - профессиональными военными в запасе. Согласно плану воспитательной работы техникума проходят беседы, посвящённые Дням воинской славы России. По традиции приняли участие в городском мероприятии «День памяти жертв фашизма» (10.10), митингах, посвящённых битве под Москвой (05.12), Дню защитника Отечества у Мемориала Воину-освободителю (23.02), митинге-скорби на городском кладбище у Мемориала воинам, умершим от ран и болезней в госпиталях города (08.05), митинге-шествии «Бессмертный полк» (09.05). Активисты группы поздравляли ветеранов с Новым 2015 годом, Днём защитника Отечества, с Днём Победы - акции «Подарок незнакомому человеку», периодически участвовали в волонтёрском движении «Помощь пожилому человеку», 7 обучающихся стали победителями Всероссийской блиц-олимпиады «70-летию Победы посвящается», 9 человек - победители Международной викторины «Я - будущий защитник Отечества». Наши ребята участвовали в акции-эстафете «Знамя Победы» (30.01), общетехникумовском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «И помнит мир спасённый» (15.04), городском фестивале «Война глазами молодых» (23.04), областном тематическом мероприятии «Далёкое эхо Победы» (29.04), общетехникумовских Днях здоровья, городских спортивных соревнованиях, в 1-ом полугодии на уроне техникума приняли участие в конкурсе сочинений «Спасибо деду за Победу!», во 2-ом полугодии - в конкурсе мультимедийных презентаций «Победе - 70!». Все обучающиеся группы приняли активное участие во Всероссийском экологическом проекте «Лес Победы» в апреле. Ребята отдали дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в интернет-проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента онлайн».
Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе. Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине - это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.
“Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. - всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, - заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание школьников

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

Можно сделать вывод, что «патриотизм» - это личностное качество человека. Сущность этого феномена заключается (7):

«а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности»

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. По мнению А.Н. Вырщикова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Отличник народного просвещения РСФСР. Отличник просвещения СССР ) и М.Б. Кусмарцева (кандидат педагогических наук, доцент) «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» основной целью патриотического воспитания является любовь к своей Родине, и преданность ей, готовность защищать его интересы, гордость и верность традициям и культуре своего народа, готовность служить своим трудом на благо Отечества. Логическим продолжением программы является проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основные ориентиры которого сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизной программы являются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования прописаны воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот закон и другие нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на патриотическое воспитание обучающихся, на активизацию внимания на формирование у детей гордости за свою страну, ее культуру и историю.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

В этом плане система образования представляет собой возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей обучающихся, воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны.

Прекрасные слова принадлежат Д.С. Лихачеву: «Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, - чем действительно можно гордиться и сейчас, и впредь». История России, как известно, богата знаменательными событиями. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Проведение познавательно-игровых программ, посвященных Дням воинской славы и памятным датам, позволят школьникам закрепить и углубить знания об истории России и гордиться подвигами героев нашей страны, способствуя тем самым формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник информационно-методический журнал – 2013. - № 6 (156).

    Вырщиков, А. Н. , Кусмарцев, М. Б . Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - URL: http: // www . archives . ru / programs / patriot _2015. stml /

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

    Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - URL: .

    Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы / Научный журнал КубГАУ- 2015.- №110 (06). [ Электронный ресурс] - URL: http: // .

Проблема патриотизма в наше время - это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами.

Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых - формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания учащихся являются:

Изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

Осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

Создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

Стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

Организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

Стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей - это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя две возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют Курс «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 5 по 9 класс;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев;

Работа объединений;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Участие в конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

Массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

Деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

Формирование ведущих интегративных качеств личности;

Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит - патриотических чувств и в целом - формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

В воспитательной деятельности определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

В плане воспитательной работы особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Йошкар-Олы, книгами об истории и достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
    • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

В своей работе использовала различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

Изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

- «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
  • Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева, в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».
    • Участие на конкурсах:

-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;

- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;

Конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.

Городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России – диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;

Республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;

Всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».

3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.

4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

Наталья Калошина
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают , какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей , организации всего образовательного процесса.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать пат-риотизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть э то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок на-чинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания , развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели определены следующие задачи :

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отноше-ния ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу прово-жу с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаю подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки.

В процессе всей работы использую НОД особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь к увиденным кадрам.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особен-ность патриотического воспитания детей .

Участвуем с детьми в народных праздниках : “Веснянка”, “Маслени-ца”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами по-знавательного и художественного характера, иллюстративно - дидакти-ческим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую про-изведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития . В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки , восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводится много НОД, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит иг-ре, так как она является основной деятельностью дошкольника . Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры - драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров : кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной чертой проходит нравственное , эстетическое, физическое воспитание детей . Дети старшей и подготовительной групп всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним”. В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента. Дети бережно относятся к предметам, когда - то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчи-во, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повсе-дневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На-родная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хо-рошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - сло-вом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ : “День защитника Отечест-ва”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выста-вок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокуп-ность общечеловеческих ценностей : понятия любви, дружбы, добра, ис-тины сливаются с познавательной активностью, представлениями о со-временной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в буду-щем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, по-скольку считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он по-могает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad