Грузинские выборы с азербайджанским оттенком: чем не угодила нашим Саломе Зурабишвили. Азербайджанцы Грузии (Ибрагимли Халаддин) Грузинские азербайджанцы кто они

Главная / Праздники 
Краткий Исторический Ракурс :

Саингило это историческая часть северо восточной Кахетии. Сегодня она находится под юрисдикцией Азербайджана. Регион населен ингилойцами. Ингилойцы такие же грузины как имеретинцы, кахетинцы, мегрелы и т.д. Термин "ингило" возник в 18 веке и на турецком означал "омуслиманевшего".
Саингило была частью восточной Эеретии. Из за многих набегов спарсов в регионе шла массовая исламизация и Грузинские цари очень часто не могли контролировать регион.
В 1803 году регион вошел в состав Российской империи и принял новое название - Закаталский район. Восстановить контроль над исторически регионом Грузия смогла в период своей независимости (1918-1921), а конкретнее 7 мая 1920 года соглашением между России и Грузии, которым Россия признала регион как часть Грузии. Но после советизации Грузии грузинские большевики, по не понятным причинам, отдали регион Азербайджану. Соглашение подписали с грузинской стороны Филиппе Махарадзе а с Азербайджанской Нариман Нариманов.

Саингило и ингилойцы сегодня:

Читайте в Теме:

  • Грузинское историческое наследие Эеретии - Курмухская церковь Святого Георгия
  • Проблемы ингилойцев

Грузинское историческое наследие Эеретии- Курмухская церковь Святого Георгия

В исторической части Восточной Грузии, в провинции Эерети, с 1931 года находящейся в составе Азербайджана, в двух километрах от города Кахи, в ущелье р. Курмухи расположена Курмухская церковь Святого Георгия, построенная, вероятнее всего, в конце XII - начале XIII века.

Впервые в исторических анналах Курмухская церковь упомянута в 1310 году в связи с путешествием католикоса-патриарха всея Грузии Эквтиме III(1310-1325), который посетил храмы Гиш-Курмухской эпархии, в том числе и церковь Святого Георгия.
Известно так же имя Курмухского епископа тех времен - Кириле Донаури.

А наиболее раннее из сохранившихся сведений о самой Гиш-Курмухской эпархии относятся к армянским источникам, и связаны с проведением первого Синода епископов армянских, грузинских и албанских, собравшихся в Двине в 506 году. В ней среди 24 грузинских эпископов упомянут и эпископ Гиши Эзра.


После монгольского нашествия епископская кафедра, расположенная до того в городе Гиши, центре Эерети, была перенесена в Курмухскую церковь Святого Георгия.

Влияние курмухского епископа распространялось на население эеретского нагорья и исторической провинции Цахури, которая частично находится в сегодняшнем Дагестане.

На прилегающей к храму территории сохранились остатки древней водопроводной системы, что свидетельствует о значимости храма. По всей видимости, здесь был не только крупный религиозный центр, но и многолюдный мужской монастырь.

Однако опустошительные нашествия на Восточную Грузию иранского шаха Абасса I в 1614-1617 годах привели к упадку хозяйственной и религиозной жизни края. Позднее, иранская администрация целенаправленно заселяла регион лояльными лакскими и туркменскими племенами, что привело к изменению этнической картины, и как следствие, запустению храма Святого Георгия.
В последующих годах все еще сохранялся епископат и монастырь, но о былом величии уже не было речи.


К середине XVIII века храм пришел в упадок, но позднее, в 1860-ых годах силами местного населения было собрано более 600 рублей, а «Общество Восстановления Православного Христианства на Кавказе» выделило 3000 рублей на восстановление Курмухской церкви. Восстановление храма завершилось в 1894 году.

Курмухская церковь представляет собой типичный средневековый грузинский храм, коих множество во всех уголках исторической Грузии. Самый близкий подобный аналог, схожий как планом строения, так и использованными материалами, находится в северо-западной части региона Кахети, в селении Пудзнари.
В 2004-2005 годах министерство культуры Азербайджана провело реконструкцию, для чего с купола церкви был снят крест, который после окончания реставрационных работ вновь должен был быть водружен на прежнее место. Однако это удалось сделать, лишь прибегнув к протестным акциям христианского населения.

Сама же Курмухская церковь ввиду известной позиции азербайджанских властей, стремительно создающих мифологизированную историю, открывается лишь на Гиоргоба, религиозный праздник в честь святого Георгия. А в прочие дни православный священник может попасть в храм лишь на 15 минут.
Политика албанизации грузинских архитектурных памятников, с советских времен находящихся на территории Азербайджана, приобретает поистине грандиозный размах, и, судя по этой динамике, большинство грузинских церквей уже в самом ближайшем будущем рискуют так же обзавестись албанскими корнями.


Проблемы ингилойцев

Проблем у Инглойцев уйма.
Самая большая из них это дискомфорт. Дискомфорт, который власти Азербайджана, почему то, им всегда создают.
Им практический не ют возможность молится в церквях которые там остались, их заставляют записываться как азербайджанцы, список очень длинный выйдет, хотя обострять ситуацию я не хочу.

В место этого представляю вам призыв верующих мусульман Грузии властям Азербайджана которые требуют от Баку прекратить давление на грузин-ингилойцев.

Союз верующих мусульман Грузии выступил с обращением к министру иностранных дел Азербайджана Эльмару Мамедьярову, сообщает грузинское информационное агентство Apsny.ge. Ахунд исполнительного органа союза Ризван Алмазов призывает азербайджанские власти защитить права проживающих в Саингило грузин.

В обращении сказано, что в Грузии права азербайджанцев по религиозному и этническому признаку не ограничиваются и не нарушаются. Азербайджанцы свободно молятся в своих мечетях.

«В отличие от нас, проживающим в Саингило грузинам местные власти и правоохранительные органы неоднократно создавали проблемы. Грузинам Саингило до сих пор не позволят свободно входить и молиться с Курмухской церкви Святого Георгия. Мы обращаемся с просьбой к министру иностранных дел Азербайджана господину Эльмару Мамедьярову на правительственном уровне поставить вопрос пресечения давления на проживающих в Саингило грузин», - говорится в заявлении союза.

Отметим, что грузино-ингилойцы проживают в бывшем Закатальском округе Российской Империи, ныне это Кахский, Белаканский и Закатальский районы Азербайджана. Общая численность грузин в этих районах составляет примерно 50 тысяч человек, 80% их которых - грузины-ингилойцы, исповедующие суннитское направление ислама. В Азербайджане они, как и другие коренные народы региона, подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве.

Стоит отметить, что в бывшем Закатальском округе находится 5 грузинских церквей, однако действует из них лишь одна, Курмухская церковь святого Георгия. При этом, в октябре 2007 года она была закрыта после акта вандализма. Тогда неизвестные ворвались в церковь, выгнали настоятеля и отняли у него ключи. Ныне церковь открывается лишь дважды в год - в праздник Св. Георгия - 6 мая и 23 ноября.

В исторической грузинской провинции Саингило – территории, переданной в советское время Азербайджану - нарушаются права этнических грузин как христианского, так и мусульманского вероисповедания. В районах Закатала и Белакни грузинским семьям не разрешается называть новорождённых грузинскими именами – они должны выбрать имя из списка, представленного местными властями.

За последние годы уже пять грузинских священников были вынуждены покинуть Саингило по требованию азербайджанской стороны. Врата церкви Святого Георгия в Курмухи по-прежнему затворены.

Здесь, в исторической Эрети, по решению азербайджанских властей, граждане Азербайджана грузинского происхождения, которых в регионе Саингило свыше 10 000 (ранее было около 40 000), могут являться на молебны лишь два раза в год – 6 мая и 23 ноября – в празднование Дня Святого Георгия. Грузинам мусульманского вероисповедания не предоставляется возможности восстановить исторические фамилии.

Как говорится в сообщении ИЦК, азербайджанцы, проживающие в Грузии, также имеют проблемы в плане интеграции в общественную жизнь . Во многих случаях их претензии на передачу земли в собственность и реформу образовательной системы полностью справедливы. Но проблем по сохранению национальной идентичности и свободы вероисповедания у азербайджанцев Грузии нет, передал Благовест-Инфо. Различные азербайджанские фонды, в том числе Фонд Гейдара Алиева, финансируют многообразные проекты в области культуры, в том числе и строительство мечетей и медресе.

Известный азербайджанский политолог Эльдар Намазов в интервью «Голосу Америки» заявил, что стратегическое партнёрство двух стран стоит выше означенных проблем.

«Я думаю, как в Грузии, так и в Азербайджане понимают, что наше стратегическое партнёрство, стратегический союз более значительны, чем эти проблемы и тяжбы. Если у нас будет это стратегическое партнёрство, уверяю вас, что все проблемы, связанные с сохранением культуры, самоидентификации, самобытности, языка национальных меньшинств и их правами, шаг за шагом будут урегулированы. Это касается как грузинского меньшинства в Азербайджане, так и азербайджанского меньшинства в Грузии», - заявил азербайджанский политолог.

«В Грузии права азербайджанцев как с религиозной, так и с этнической точки зрения, не нарушаются, мы свободно молимся в своих мечетях. В отличие от нас, грузинам, проживающим в Саингило, местная бюрократия чинит множество препятствий. У них нет права свободно посещать и молиться в Курмухской церкви Святого Георгия. Мы обращаемся с просьбой к министру иностранных дел Азербайджана поставить на правительственном уровне вопрос давления на грузин, проживающих в Саингило», - сказано в обращении Союза верующих мусульман Грузии, переданного главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедьярову во время его визита в Тбилиси.

Однако на совместном брифинге главы внешнеполитических ведомств двух стран – Эльмар Мамедьяров и Григол Вашадзе дипломатично уклонились от ответа на эту просьбу мусульман Грузии.

Справка (По материалам Википедии и Энциклопедического словаря):

Ингило́йцы - этническая группа грузин, близкая кахетинцам; живут на западе Азербайджана. Численность 12-15 тысяч человек (1999, оценка). Ингилойский говор относится к восточным периферийным говорам равнинной подгруппы диалектов грузинского языка. Верующие - мусульмане-сунниты и православные. Этноним появился после принятия грузиноязычным населением Западного Азербайджана ислама в 17-18 веках.

Считается, что предками ингилойцев было древнее население Восточного Закавказья, которое в раннем средневековье из Грузии приняло православие, и со временем перешло на грузинский язык. В 17 веке в результате походов персидского шаха Аббаса и под натиском лезгин большая часть православного населения ушла в Грузию, а оставшиеся приняли ислам и получили азербайджанское имя «инги йол» - новообращенный. В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. Мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях. Большинство ингилойцев записывались как азербайджанцы, а меньшинство - как грузины. Переписью 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысяч грузин. Большинство из них - ингилойцы, живущие в сельской местности Гахского (7,5 тыс. чел., в основном, православные), Закатальского (3 тыс. чел., в основном, мусульмане) и Белоканского (2 тыс. чел., в основном, мусульмане) районов.

Эрети или Херети - историческая область на границе Кавказской Албании и Грузии (юго-восток Кахетии). С 787 по 959 годы - независимое грузиноязычное государство. Позднее по Эрети проходила граница между христианским и исламским Закавказьем. В настоящее время Эрети разделено между Грузией и Азербайджаном.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ЖИВУТ в большей части регионов Восточной Грузии. По данным официальной переписи населения, в 1989 году в Марнеульском районе (территория 955,2 км2) проживало 91 923 азербайджанца, в Болнисском районе (804,2 км2) – 53 808, в Дманисском районе (1207,6 км2) – 33 107, в Гардабанском районе (1734,0 км2) – 48 781, в Сагареджойском районе – 15 804, в Телавском районе – 7094, в Лагодехском районе – 7094, в Каспийском районе – 2872, в Карельском районе – 1426, в Цалкинском районе – 2228, в Тетрицкаройском районе – 2499, в Мцхетском районе – 2199, в г. Тбилиси – 17 986, в г. Рустави – 11 576. Кроме перечисленного, в Самцхе-Джавахети, регионе компактного проживания армян, было зафиксировано 947 азербайджанцев, в Горийском районе – 600 и Аджарии – 1700 человек.

Исторически основным регионом компактного проживания азербайджанцев является Борчалы, расположенный на юго-востоке Грузии и официально называемый Квемо Картли (Нижняя Картли). После обретения Грузией независимости Борчалы вошел в состав новообразованной губернии Квемо Картли с административным центром в г. Рустави (историческое название Бостаншехер). По официальным данным, общая площадь губернии – 7 тысяч км2, население – около 600 тыс. человек. Этнический состав населения следующий: азербайджанцы – 49 %, грузины – 40 %, оставшиеся 11 % составляют русские, армяне, греки и представители других наций (1). В губернию входят административные районы Гардабани (историческое название Гаратепе), Марнеули (Борчалы), Болниси (Болус Кепенекчи), Дманиси (Башкечид), Тетри-Цкаро (Акбулаг), Цалка (Бармагсыз). Территория Борчалы в пределах Грузии простирается от границ с Азербайджаном вдоль границ Грузии с Арменией и до Чылдырского прохода у границ с Турцией.

Территория региона исторически подвергалась изменениям, что привело к появлению различных этнографических и цифровых предположений. А.Д. Эрицов следующим образом определял пределы Борчалы: «Уезд, в состав которого входят Борчалинская равнина, Лори и Ардживанский хребет, расположен на юго-востоке Тифлисской губернии между 40 градусами 47 секундами северной и 62 градусами 22 секундами южной широты. Уезд граничит с Газахским уездом Елизаветпольской и Александропольским уездом Эриванской губерний. Южный рубеж проходит по Гошадагскому хребту, через долину Памбак, далее в северозападном направлении по правую руку остаются хребты Чубуглу и Аглаган, называемый также Бозабдальским. На западе Айригар отделяет Борчалы от Ахалкалакского уезда, рубеж между Гори и Борчалинским уездом проходит по Джам-Джамскому и Ардживанскому хребтам. Расположенный в Манглиси Сарыдаг отделяет Борчалы от Тифлиса. Отсюда пределы Борчалы, включая Яглуджа, доходят до Красного моста. Общая длина границы Борчалы составляет 480 верст, из коих 100 верст приходится на границы с Александропольским уездом, 80 верст – с Горийским, 145 – с Тифлисским и 100 верст – с Газахским уездами» (2). А.Д. Эрицовым же отмечается, что пределы Борчалинского уезда более обширные, чем соседние уезды: «Вдвое превышающий размеры соседних Ахалцихского, Ахалкалакского и Телавского уездов, Борчалы крупнее также Тифлисского, Тианетского и Душетского уездов. По площади такого крупного уезда нет ни в Кутаисской, ни в Эриванской, ни в Елизаветпольской и ни в Бакинской губерниях» (3). Из приведенных сведений явствует, что территория Борчалинского уезда охватывала юго-восточные районы современной Грузинской республики – Дманисский (Башкечид), Болнисский (Болус Кепенекчи), Марнеульский (Сарван), Гардабанский (Гаратепе) полностью, частично Цалкинский район (Бармагсыз), город Рустави, а также северную часть нынешней Армении – Спитакский (Хамамлы), Амассийский (Агбаба), Степанаванский (Джалалоглу) и Калининский (Ташир) районы.

Согласно камеральной переписи 1832 года в Борчалы имелось 145 населенных пунктов и 4092 дома, а численность населения мужского пола составляла 3634 армянина, 787 греков, 669 грузин, 213 немцев и 8479 азербайджанцев (4).

По данным архивных материалов, этнический состав населения уезда в 1886 году был следующим (5):


Как видно из приведенных выписок, большую часть населения уезда составляли азербайджанцы. Это же отмечает известный грузинский писатель и общественный деятель И. Чавчавадзе. В 244 и 245-м номерах издаваемой им газеты «Иверия» за 16–17 ноября 1890 года в статье «Борчалос мазра» («Борчалинский уезд») он пишет, что почти две трети населения Борчалинского уезда составляют азербайджанцы. В изданном в Тифлисе «Кавказском календаре на 1907 год» (6) отмечается наличие в Борчалинском уезде 628 850,00 десятин земли, здесь же приводятся данные о проживании в Борчалинском участке 11 630, Екатериненфельдском участке (нынешний Болнисский район. – Х. И.) – 16 615, Лорийском – 1820, Триалетском – 12 435 тюрков-мусульман.

После советизации Грузии было проведено несколько переписей населения, однако их данные о численности проживающих в республике азербайджанцев каждый раз искажались: по переписи 1930 года число азербайджанцев представлено в 200 тыс. человек, 1979 года – 250 тыс., 1989 года – 307 556 человек (5,7 %), по официальным данным 2002 года – 284 761 человек (6,5 %) (7).

Последние цифры свидетельствуют о признании дискриминации и скрытой депортации азербайджанцев за десятилетие независимости Грузии. Кроме указанного, сознательное уменьшение цифровых показателей подтверждают косвенные данные: по переписи 1926 года в Аджарии проживало 132 тыс. человек, Абхазии – 210 тыс., Внутренней Картли – 225 тыс., Южной Осетии – 88 тыс. и в Борчалы – 86 тыс., через 50 лет эти цифры были соответственно 294 тыс., 462 тыс., 353 тыс., 101 тыс. и в Борчалы – 465 тыс. В процентном отношении это выглядит следующим образом: 223 %, 219,7 %, 156,4 %, 115,7 % и 231 %. Логика темпов воспроизводства говорит о том, что численность азербайджанцев, значительно опережавших в демографическом воспроизводстве грузин, не могла увеличиться лишь на 50 тыс. человек. Отсюда вывод – цифры последней переписи значительно занижены, при этом мы имеем в виду также то, что по плотности населения среди регионов Грузии Борчалы находится в первом ряду.

Так сколько же все-таки проживает в Грузии азербайджанцев? В действительности это выявить и уточнить не так сложно: во всей Грузии имеется приблизительно 200 азербайджанских сел и деревень, причем в Баку из каждой из них проживает определенное количество семей. С их помощью установить – пусть даже приблизительно – количество семей и их состав не так сложно. Еще в 1989 году часть интеллигенции, выходцев из Грузии, создала в Баку общество «Борчалы». По описанному выше методу был проведен подробный опрос и составлена справка, в результате выяснилось, что численность азербайджанцев в Грузии составляет около 600 тыс. человек. Учитывая вышеизложенное и политику откровенной дискриминации, развязанную грузинскими властями с 1989 года, в результате которой страну покинуло свыше 100 тыс. человек, нынешняя численность азербайджанцев в Грузии, по нашим подсчетам, составляет приблизительно 500 тыс. Грузинские власти, всегда опасавшиеся демографических темпов роста численности азербайджанцев, постоянно прибегали к дискриминационным мерам в их отношении и скрывали реальные цифры их численности.

Преуменьшение численности азербайджанцев было не единственной дискриминационной мерой. И в советское время, и в последующем для вытеснения их из Грузии создавались всякие идеологические концепции. Грузинские историки утверждают, что тюрки-азербайджанцы в Грузии впервые появились в XI веке при вторжении Сельджукидов, а массовые поселения связаны с периодом правления Сефевидского шаха Аббаса I в XVII веке (8). Искажение истории заселения тюрками Борчалы имело место еще в советский период и приобрело идеолого-концептуальную окраску. Самым же возмутительным является, что все надуманные концепции и сфальсифицированные схемы нашли место в школьных учебниках. Например, в утвержденном Министерством образования Грузии учебнике по географии Грузии для девятого класса средних школ в разделе «География этнических групп и религий» говорится: «Предками большей части проживающих в Грузии азербайджанцев были кочевники племени Борчалы. Их переселил в Грузию шах Аббас. Остальная часть является потомками мугалов, переселившихся значительно позже» (9). Аналогичными тенденциозными утверждениями изобилуют и учебники по истории.

Какова же реальная история?

Одной из вспомогательных дисциплин в изучении исторических событий является топонимика, поэтому, прежде чем перейти к изложению истории Борчалы, обратимся к данным топонимики. Еще средневековый арабский автор Ягут аль-Хамави отмечал: «Борчалы – это название местности в Арране» (10). Другой арабский автор Гардизи именовал этот регион «Бёручёлю», т. е. «Волчья степь», а известный историк и государственный деятель конца XIII – начала XIV века, автор многотомной «Джами аттаварих» Фазлуллах Рашидаддин термин «Борчалы» использует и как топоним, и как этноним. Автор «Истории страны албан» Моисей Каланкатуйский (VII век), а также известные современные турецкие историки А. Тоган и Ф. Кырзыоглу происхождение топонима Борчалы связывают с поселившимся на Южном Кавказе во II веке до н. э. тюрко-гуннским племенем барсилов.

В самих грузинских источниках название региона встречается как «Гурдис хеви» («Волчья долина»), в среднеперсидских («пехлевийских») источниках «Гордман» – «Страна людей Волка» (11). Из перечисленных вариантов предположение М. Каланкатуйского, А. Тогана и Ф. Кырзыоглу о непосредственной связи топонима Борчалы с племенным названием барсилов представляется более обоснованным. Обращаем внимание читателя на то, что названные историки пользуются заслуженным авторитетом как надежные и компетентные специалисты по истории и этнографии Южного Кавказа.

Достаточное количество сведений по истории Борчалы имеется в персидских и арабских письменных источниках. Сведения некоторых из арабоязычных авторов мы уже приводили. В настоящем исследовании мы считаем целесообразным основной упор делать на данные грузинских источников, ибо беспочвенность исторических претензий грузинских историков доказывают свидетельства, в первую очередь, именно грузинских письменных сочинений, среди которых внимание привлекают свод «Картлис цховреба» («Жизнь Картли») и «Мокцеваи Картлисаи» («Обращение [в христианство] Картли»). «Картлис цховреба» начинается с событий VIII века, т. е. отражает взаимоотношения между тюрками-хазарами и Картли, затем дается краткое описание падения Сасанидской империи под ударами мусульманского арабского войска, а также возникновение и история Тифлисского эмирата. Рукопись хроники «Мокцеваи Картлисаи», повествующей об обращении в христианство населения Картли (Восточной Грузии), была найдена в 1888 году. Через два года известным историком Е. Такайшвили она была издана на грузинском языке, а в 1900 году – в переводе на русский язык. Летопись начинается следующими словами: «Когда царь Александр обратил в бегство и оттеснил их в полуночную страну, тогда он впервые увидел свирепые племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями – Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе, и крепости их: большая крепость Саркине, крепости Каспи, Урбниси, Одзрахе... Тогда прибыло отделившееся от халдейцев воинственное племя гуннов, и испросило у владыки бунтюрков место при условии платить дань, и поселились они в Занави» (12).

Е. Такайшвили «бунтюрков» текста называет «туранцами» (13), по мысли академика Н.Я. Марра, термин следует понимать как «коренные тюрки». Советский грузинский историк С.Н. Джанашиа дает свою интерпретацию сообщения источника и обвиняет автора летописи в анахронизме, считая тюрков пришельцами на Кавказе и невозможным их пребывание здесь в IV веке до н. э. Современный грузинский историк Е.С. Чхартишвили более объективно подходит к проблеме, обвиняет С.Н. Джанашиа в предвзятости и считает, что «бунтюрки», являясь частью гуннов, вполне могли поселиться на юго-востоке нынешней Грузии, т. е. на земле Борчалы, еще в IV веке до н. э. А.В. Тоган в работе «Введение во всеобщую историю тюрков» также отмечает проживание в Борчалы гуннов-барсилов и связывает появление термина «Борчалы» с названием именно этого племени.

Параллельно со сведениями о проживании на территории нынешнего Борчалы «бунтюрков» в источниках имеется достаточно материалов и о булгарах. Например, армянский автор V века (некоторые историки время его жизни и творчества относят к VII веку) Моисей Хоренский южные предгорья Кавказа называет «булгарскими землями», а албанский историк Моисей Каланкатуйский в «Истории страны албан» рассказывает о частых войнах одного из булгарских племен – барсилов (14). Все приведенные здесь сообщения авторов древних сочинений дают основания заключить, что вслед за бунтюрками барсилы явились вторым тюркским этническим пластом, освоившим земли Борчалы уже в первых веках нашей эры. Таким образом, та часть гуннов, которая с их основной массой не двинулась на запад и осталась на Кавказе, в источниках называется «булгарами», иногда «бурчалами». В свою очередь, в состав булгарского объединения входили барсилы, хазары, савиры, гарынджалары.

Другой тюркской народностью, участвовавшей в формировании тюркского населения Борчалы, были хазары, причем известно, что в создании и укреплении собственно Хазарского каганата, просуществовавшего в течение VII–X веков, участвовали также тюркские племена булгар-барсилов, савиров и хайландуров.

Еще один тюркский этнос, принявший близкое участие в формировании тюркского населения Борчалы – это, несомненно, кыпчаки. Известно, что уже к X веку кыпчаки вслед за гуннами, тюрками Великого каганата и хазарами, превратились в единоличных хозяев Великой евразийской Степи. Пока наиболее ранним источником, где впервые встречается этноним «кыпчак», считается надгробная каменная стела с надписью, датируемой 759 годом. Средневековые грузинские источники знают «новых» и «старых» кыпчаков, историк Рашидаддин считает кыпчаков одним из пяти объединений тюркского улуса, которое возглавлял Огуз Хаган. Известное из историко-географической литературы понятие «Деште Кыпчак» («Кыпчакские степи») включало в свой состав, в числе других, и степи Причерноморья и Прикаспия.

О поселении кыпчаков в регионе Борчалы и нахождении в их составе племен «гарапапаг» и «гарабёрклер» имеется достаточно исторических исследований. А.В. Тоган, А. Джафароглу, З.М. Буниятов и другие считали одно из подразделений кыпчаков – «гарапапаг» (в русской исторической литературе их называют «караколпак», «черные клобуки») одним из основных тюркских племен, вошедших в состав тюркского азербайджанского населения нынешней Грузии.

В защите Грузии и ее активной внешней политике в начале XII века кыпчаки сыграли важную роль. Абхазо-грузинский царь Давид IV Строитель в борьбе против тюрков-огузов Сельджукидской империи пригласил и поселил в Борчалы и прилегающих областях кыпчакскую орду численностью 40 тыс. воинов, т. е., по подсчетам специалистов-медиевистов, вместе с членами их семей всего около 200 тыс. человек (15). Уместно будет отметить, что одновременно царь Давид IV породнился с кыпчаками, взяв в жены дочь хана (16). Историк царя Давида пишет, что «привел великое множество, и тесть с братьями жены не напрасно трудились, и не зря кыпчаков переселил, ибо их руками уничтожил он силы всей Персии и навел страх на всех царей...» (17).

Чуть забегая вперед, отметим, что именно из числа оставшихся в Грузии кыпчаков происходил известный полководец царицы Тамар, командующий грузинскими войсками Кубасар. Кыпчаки, приведенные царем Давидом, сыграли основную роль в укреплении самостоятельности Грузинского царства и власти самого царя. С их помощью совершались походы в глубь территории Ширвана, кыпчаки сыграли главную роль в победе Давида IV над Гянджинским атабеком Сельджукидов в Дидгорской битве 1121 года, в результате чего к Грузинскому царству уже в следующем 1122 году был присоединен Тифлисский эмират. Вскоре были присоединены Дманис (крепость Туманис в эпосе «Деде Горгуд») и Ани. Вместе с тем царь Давид, чтобы окончательно не испортить отношения с мусульманским миром, посетил Джума-мечеть в Тифлисе и запретил христианскому населению Тифлиса содержать свиней.

Монгольские завоевательные походы начала XIII века завершились включением всего Южного Кавказа, в том числе Борчалы, в состав государства Эльханидов – улуса Хулагу-хана и его потомков. Позже, в результате похода в 1386 году на Грузию, кыпчакские поселения севернее Тифлиса подчинил эмир Тамерлан. В XIV–XV веках Грузия находилась в составе или под влиянием государств Гарагоюнлу и Баяндурлу (Аггойонлу). Начиная с XVI века, в ходе османо-сефевидских войн переходивший из рук в руки Борчалы в основном находился в сфере влияния Сефевидов. Является неоспоримой реальностью то, что в правление шаха Аббаса I (1587–1629) в Борчалы и другие земли нынешней Грузинской Республики были переселены тюрки-азербайджанцы, но вместе с тем нельзя отрицать и обратный процесс: шах Аббас I, зная о расположенности гарапапагов к османцам, жителей множества селений Борчалы – Газахского махала переселил в области (беглярбекства) Гянджи – Гарабаха и Ширвана.

Наиболее сложным периодом в истории Борчалы можно считать XVIII век. Это связано с тем, что во время «избрания» в феврале 1736 года шахом Надир-хана, свергшего с шахского трона Сефевидов и узурпировавшего власть, против выступил очень влиятельный род Зиядоглу, представители которого традиционно являлись беглярбеками (наместниками) Гянджи и Карабаха. Через год после этого злопамятный Надир-шах в отместку отнял у них земли Борчалинского и Газахского султанств и переподчинил своему вассалу, грузинскому царю Теймуразу II.

С распадом государства Надир-шаха после его убийства в 1747 г. в Азербайджане образовалось более двух десятков ханств и султанств, в том числе Борчалинское султанство. В состав султанства входили Гараязы (Гардабани), Сарван (Марнеули), Агбулаг (Тетрицкаро), Болниси, Дманиси, а также Джалалоглу, Барана, Ташир и Хамамлы, ныне как административные единицы находящиеся в составе Армении. Передача Борчалы сначала под управление царя Картли, а затем междоусобица между ханствами стали причиной переселения из Борчалы части тюркского населения. Этот процесс даже усилился после смерти в 1747 году Надир-шаха. Такое положение беспокоило царя Картли и Кахетии Ираклия II, опасавшегося обезлюдения податных селений, и он просил старшин селений не оставлять страну (18). Несмотря на просьбы царя, немало семей покинули родные земли и переселились в Турцию и Иран.

Переселение азербайджанцев из Грузии приняло более массовый характер после присоединения Южного Кавказа к России. Этот процесс с определенным усилением и ослаблением продолжался до установления советской власти в Грузии. Так, весной 1828 года более 800 семей гарагапаглы переселились из Борчалы в область Тебриза. При условии выплаты наместнику Азербайджана и наследному принцу Аббас Мирзе 12 тыс. тюменов золотом, а также службы в его войске 400 всадников со своим снаряжением они были поселены в регионе Сулдуз. Что касается Турции, то, по данным турецкого исследователя, профессора А.Б. Арджиласуна, прибывшие из Южного Кавказа беженцы поселились в основном в Карсской провинции. И сейчас здесь имеются 92 селения, большая часть которых носит названия, совпадающие с названиями оставленных ими родных селений в Борчалы (19). О последующей волне переселений М.Ф. Кырзыоглу пишет: «...прибывшие в 1920–1921 гг. в качестве беженцев, а после 1924 года в результате обмена 45 тысяч тюрков нашли приют и возможность спокойной жизни на землях Карса. Это были гарага-паглы, выходцы из регионов Агбаба, Борчалы-Лори и Гараязы» (20).

Насильственное или добровольное переселение азербайджанцев из Грузии продолжалось в годы второй мировой войны и после нее. Наконец, в конце ХХ века, с развертыванием в Грузии национально-освободительного движения за независимость начинается новый этап политики дискриминации и депортации (эти вопросы мы рассматриваем в нашем исследовании отдельно).

В 1880 году царские власти ликвидировали Борчалинское султанство, создав вместо него Борчалинский уезд в составе Тифлисской губернии. При создании уезда районы Гаратепе (нынешнее Гардабани) и Гарачеп (в основном нынешний Сагареджо) были отделены от него.

Как известно, с падением самодержавия Романовых на территории Южного Кавказа образовались три независимые республики, у которых друг к другу сразу же возникли территориальные претензии. Основным объектом претензий всех трех республик стала территория Борчалы. После объявления независимости Грузии 26 мая 1918 года, председатель правительства Рамишвили заявил об установлении границ государства по административным рубежам бывших Елизаветпольской и Тифлисской губерний. Исходя из своего заявления, грузинское правительство в июне 1918 разместило в Борчалы подразделения своих войск, опираясь на которые, новоназначенные грузинские чиновники стали организовывать свое управление, конфисковывать продовольственные запасы населения, произволом и притеснениями принуждать азербайджанское население региона покидать свое местожительство. Местное население, справедливо полагая Борчалы своей родиной, просило помощи у правительства Азербайджанской Республики и настоятельно требовало создания органов своей власти и в Борчалы. Тогдашнее азербайджанское правительство, в свою очередь, не проявляло равнодушия в отношении примыкавшего к Елизаветпольской губернии и с преобладающим тюркским населением региона Борчалы. Уже 14 июня правительство Азербайджанской Демократической Республики направило грузинской стороне ноту протеста в связи с размещением в Борчалы своих войск и выразило желание решать проблему путем переговоров. В июле грузинское правительство предъявило ультиматум с требованием в течение 24 часов вывести свои воинские подразделения из района Гараязы. Азербайджанская сторона вновь напомнила, что пока не определены границы между двумя государствами, лучше избегать открытой конфронтации и решать вопросы путем переговоров. В качестве выхода из сложившейся ситуации правительство Азербайджана предложило создание международной комиссии. Под давлением представителей Германии и Турции на Кавказе правительство Грузии, в связи с вопросом о спорных территориях, в августе 1918 года дало свое согласие на создание арбитражной комиссии, а чуть позже стороны приняли решение передать данный вопрос на рассмотрение намечавшейся Стамбульской конференции. В преддверии конференции и в местной, и в турецкой печати каждая из сторон опубликовала множество статей с изложением своей позиции по спорному вопросу. Азербайджанская делегация в качестве основного аргумента приводила факт подавляющего численного преимущества в Борчалы и части Сыгнахского уезда тюркского населения, а также настоятельные обращения и пожелания местного населения с просьбой о включении указанных территорий в состав Азербайджанской Демократической Республики. Грузинская делегация, в свою очередь, необходимость включения Борчалы в состав Грузии обосновывала близким, буквально «у порога», расположением земель Борчалы к столице республики. Стамбульская конференция не смогла решить спорные территориальные проблемы стран Южного Кавказа. Земли Борчалинского, Гараязского и Сыгнахского регионов площадью 8,7 тыс. км2с подавляющим азербайджанским населением оставались «спорными территориями». Хотя стороны согласованно вынесли данный вопрос на Парижскую мирную конференцию, представители великих держав ограничились лишь признанием де-факто трех южнокавказских республик, но территориальные проблемы оставили до полного прояснения международного положения (21).

В связи с создавшимся неопределенным положением и агрессивным поведением грузинской стороны борчалинцы пришли к решению о провозглашении самостоятельного государственного образования «Гарапапаг». В их обращении к Совету министров Азербайджанской Республики говорилось: «Исконными жителями этих мест являемся мы, и численное большинство за нами. У нас есть все основания, и мы достойны организовать здесь свою власть. Исходя из наших намерений, мы обратились к султану и великому везирю с просьбой признать наши права и под покровительством Высокой Порты содействовать воссоединению наших земель с Азербайджаном» (22). Однако ввиду чрезвычайно запутанного и напряженного положения на Кавказе, а также с целью обеспечения безопасности населения, создатели «Республики Борчалы – Гарапапаг» приняли решение объединиться с Араз-Тюркской Республикой, включавшей земли Нахичевань – Сюрмели и бассейна реки Аракс, и Карсской Республикой, включавшей территории Карсской области и земли месхетинских турков Ахалцих – Ахалкалака.

В январе 1919 года представители указанных тюркских республик провели в Карсе конференцию, где провозгласили о создании «Тюркской республики Юго-Западного Кавказа» с центром в Карсе, охватывавшую территории от Батума до Ордубада в Нахчыванском крае. Территория республики составляла около 40 тыс. км2, а население – 1 млн. 764 тыс. человек. К сожалению, из-за вмешательства великих держав в лице Англии эта республика просуществовала всего несколько месяцев (23).

17 декабря 1918 года Армения официально объявила войну Грузии. Военные действия шли в основном на территории бывшего Борчалинского уезда, местное азербайджанское население несло большие человеческие и материальные потери. Через 14 дней бесславных военных действий, под угрозой поражения и при содействии Союзной комиссии из представителей Англии и Франции, 30 декабря армянское правительство прислало телеграмму с согласием на немедленное прекращение военных действий и на отвод войск, как было решено при участии английского генерала Райкрофта, с 24.00 часов 31 декабря (24). На состоявшейся в Тифлисе 9-17 января конференции было принято решение, касавшееся Борчалы. В нем говорилось: «Линией разграничения войск считать пункты, занятые в нейтральной зоне Борчалы войсками Грузии к 24.00 часам 31 декабря» (25).

Это разграничение в основном совпадает с нынешними границами между Грузией и Арменией. Соглашение о разграничении делило бывший Борчалинский уезд на 3 части: северная часть передавалась Грузии, южная часть – Армении, Лорийский округ объявлялся нейтральной зоной. Мнение местного мусульманского населения совсем не было принято во внимание, ввиду чего представители азербайджанского населения Лори и других частей Борчалы в многочисленных обращениях на имя правительств Грузии, Азербайджана и Турции выражали категорический протест против расчленения своих земель.

Осенью 1920 года, когда турецкие войска заняли Гюмрю и Гаракилсе и находились на подступах к Лори, Армения обратилась за помощью к Грузии. 13 ноября того же года между двумя странами было заключено соглашение, согласно которому нейтральная зона Лори передавалась под контроль Грузии. После установления советской власти в Армении армянская сторона вновь стала требовать возвращения Лори. Здесь при содействии соответствующих служб уже оккупировавшей Азербайджан и Армению 11-й Красной Армии лорийскими армянами был организован антиправительственный мятеж, в результате чего 11–12 февраля 1921 года грузинские подразделения были выведены из региона. Лорийский мятеж создал условия для вторжения Красной Армии, в результате этого и других сопутствующих причин 23 февраля того же года Советская власть установилась и в Грузии. Спустя некоторое время, после долгих обсуждений 6 ноября 1921 года решением Кавказского бюро РКП(б) Лорийский участок окончательно был передан в состав Армении. В статье под названием «Как была потеряна историческая территория Грузии – Лори?», опубликованной в газете «Джорджиан таймс» за 20–27 октября 2005 года, подчеркивается мнение Сталина на заседании ЦК РКП(б) и его особая роль в передаче нейтральной зоны Лори Армении. Общая площадь Лорийского участка Борчалинского уезда, переданного Армении, составляла 2367, 44 км2. 22 декабря 1922 года по рекомендации комиссии по пограничным вопросам Южнокавказского совета по размежеванию Воронцовский район Борчалинского уезда также был присоединен к Лори-Памбакскому уезду Армении.

В 1929 году Борчалинский уезд был ликвидирован, а на его месте образованы три административных райна – Борчалинский (Марнеульский), Люксембургский (Болнисский) и Башкечидский (Дманис). Название «Борчалы» сохранилось применительно только к нынешнему Марнеульскому району. В 1949 году и здесь была произведена замена – вместо «Борчалы» появилось название «Марнеули», хотя среди народа и в неофициальном лексиконе термин «Борчалы» всегда имел и по сей день имеет широкое хождение. С провозглашением Грузией независимости в 1991 году и последовавшим новым административным разделом страны на грузинской части территории исторического Борчалы появилась губерния Квемо Картли с центром в г. Рустави. С другой, армянской части Борчалы, азербайджанцы были изгнаны во время событий осени 1988 – начала 1989 года.

Таким образом,

Первое: этнические корни азербайджанцев Грузии восходят к проживавшим на исторической территории Борчалы еще в последних веках до нашей эры – в первом тысячелетии нашей эры тюркским племенам (бунтюрки, барсилы, булгары, хазары, кыпчаки, огузы, гарапапаги). Азербайджанцы, проживающие в Грузии, являются автохтонным населением своих земель, а не переселенцами. В советский период, не без ведома центра, грузинские историки и исполнительная власть, с целью внесения разброда и оказания психического воздействия и оправдания своей дискриминационной политики в отношении азербайджанцев, объявляли их потомками кочевых тюркских племен и пришельцами, переименовывали существовавшие столетиями названия населенных пунктов, иначе говоря, активно внедряли политику «грузинизации»;

Второе: территория Борчалы в разные периоды истории входила в состав различных государств и великих империй, подвергалась политико-административным изменениям, пока в результате последнего разделения и переименований в советский период не приобрела своего нынешнего вида;

Третье: азербайджанцы Грузии за последние сто лет несколько раз подвергались дискриминации и давлению на этнорелигиозной почве, что в некоторых случаях приводило к насильственному вытеснению из родных мест проживания;

Четвертое: численность проживающих в Грузии азербайджанцев во время переписей сознательно занижалась, и статистические данные фальсифицировались;

Пятое: несмотря на создаваемые трудности в социально-экономической жизни и быту, благодаря своему трудолюбию и терпению азербайджанцы Грузии сумели противостоять дискриминационной политике грузинских властей, по мере возможности всегда стремились активно участвовать в общественно-политической жизни страны. Вопреки официальной идеологической концепции они никогда не считали себя «пришельцами», напротив, всегда воспринимали себя хозяевами и сыновьями своей родной земли – Борчалы.

ИСТОЧНИКИ

1. Газета «Дийар», январь 1998.

2. Ерицов А.Д. Экономический быт государственных крестьян Борчалинского уезда Тифлисской губернии. – Т. 7 – Тифлис, 1887.

4. Шамыоглу Ш. Межнациональные отношения и этнические процессы в Борчалы. – Баку, 1997 (на азербайджанском языке).

5. Азербайджанский государственный архив. Фонд 970, дело 227, л. 110.

6. Кавказский календарь на 1907 год. Тифлис, 1906.

8. Азербайджанский Центральный государственный архив новейшей истории. Фонд 970, список 1, лл. 5–6.

9. Беруджашвили Н., Давиташвили З., Элизбарашвили Н. География Грузии. – Тбилиси, 1999; Асатиани Н. История Грузии. – Тбилиси, 1995 и др.

10. Мамедов К. Забытая и принуждаемая к забвению история. – Газета «Борчалынын сеси», № 1, 2–9 июля 2005.

11. Там же.

12. Такайшвили Е.С. Источники грузинских летописей. Три хроники. Пер. с грузинского языка. СМОМПК, вып. XXVIII. – Тифлис, 1900.

13. Там же.

14. История Азербайджана. Под ред. Проф. С.С. Алиярлы. – Баку, 1996 (на азербайджанском языке).

15. Котляр И.Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах. – В кн.: Из истории украинско-грузинских связей. Ч. 1. – Тбилиси, 1968. С. 23.

16. Жизнеописание царя царей Давида. Перевод с древнегрузинского, примечания и комментарии Ю. Насибова. См.: Средневековый Восток: истории и современность. Под ред. З.М. Буниятова. – Баку, 1990. С. 134.

17. Там же, с. 134–135.

18. Мамедов К. Борчалы на фоне азербайджано-грузинских взаимоотношений. – Газета «Борчалынын сеси», 27 августа – 2 сентября 2005.

20. Кырзыоглу М.Ф. Взгляд на 1800-летнюю историю проживания племени гарапапаг в бассейне рек Кура и Араз. – Эрзурум, 1772 (на турецком языке).

21. Насибли Н. Азербайджанская Демократическая Республика. – Баку, 1990 (на азербайджанском языке).

22. Мамедли Ш. Разделенный Борчалы. – Баку, 1991 (на азербайджанском языке).

23. Мусаев Исмаил. Политическое положение в Нахичеванском и Зангезурском регионах Азербайджана и политика иностранных держав (1917–1921 гг.). – Баку, 1996 (на азербайджанском языке).

24. Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. – Тифлис, 1919. С. 483.

25. Мамедли Ш. Указанная работа.

Мусульманские общины Грузии за свою историю прошли непростой и противоречивый путь. Одну из наиболее значимых современных общин составляют азербайджанцы, большинство которых придерживается ислама шиитского толка и населяет районы юго-востока Грузии – Гардабани, Марнеули, Дманиси, Болниси, а также Тбилиси.

История азербайджанской общины в Грузии многократно становилась предметом научного осмысления, а в последние годы и объектом пристального внимания современных исследователей – политологов. Но все-таки, несмотря на столь обширные научные изыскания, все еще остаются «белые пятна» в летописи, повествующей о жизни азербайджанцев Грузии.

Появление азербайджанской общины на территории Грузии, как правило, связывают с одной из наиболее продолжительных волн мусульманской экспансии конца 15 века, с продвижением персидских правителей на территорию Южного Кавказа. К этому времени относится появление на территории восточной Грузии мусульманского населения, которые впоследствии сформировало азербайджанскую общину страны. В частности, известный историк Н.Г.Волкова отмечает, что в 1480-х гг., в период наступления персидских шахов на южные рубежи Грузии - по р. Акстафе, Дебед и др., здесь поселяются азербайджанцы (казахская, памбакская и шурагельская группы).

В источниках можно найти следующее утверждение: «В начале XVII века (1615-1616 гг.) шах Аббас I несколько раз совершал нашествия на Грузию, опустошая её, грабя церкви. Кроме того, он забирает большую часть жителей Кахетии, вместо которых переселяет в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар». В более поздний период - начала XVIII - первой половине XIX вв. возникли азербайджанские поселения в Дманисском районе.

Как указывает Х. М. Ибрагимбеили, в начале 19 века азербайджанские поселения в районе Борчалы (ныне Квемо Картли), на юге Грузии охраняли границы Грузии от вторжения извне и участвовали в экспедициях русских регулярных войск.

В целом, процесс переселения в Грузию представителей мусульманских народов и, напротив, отселение грузинского населения на территорию Персии и Османской империи очень сложный и противоречивый процесс, вызывающий постоянные дискуссии между представителями различных исторических школ.

Впрочем, как отмечают грузинские эксперты, «если мы начнем слушать эти аргументы, спорить о том, жили ли предки нынешних азербайджанцев в Грузии более тысячи лет или были переселены шах Аббасом, ничего путного из этого не получится. Кстати вопрос о том, жили ли в Грузии или тогда эта территория была территорией Азербайджана, достаточно бессмысленный, ибо тогда не было никаких национальных государств, а подданство определялось властью конкретного правителя ». Учитывая, какую негативную роль могут играть «исторические войны» для отношений между странами Южного Кавказа, к этому совету стоит прислушаться.

В настоящее время большая часть азербайджанцев проживает на территории региона Квемо Картли - исторически один из ареалов компактного проживания населения, исповедующего ислам. В своем большинстве это азербайджанцы, которые населяют также и регион Кахетия – Сагареджойский, Лагодехский и Телавский муниципалитеты. Только в Квемо Картли проживает более 177 тысяч этнических азербайджанцев, а в целом численность азербайджанской общины в стране достигает около 233 тысяч человек. Хотя, замечу, что и эти данные подвергаются сомнению.

Как живут азербайджанцы Грузии? С какими проблемами сталкивается азербайджанская община? Наверно, самый правильный ответ таков – со всем комплексом социальных проблем населения всей Грузии. В этом плане большой разницы между азербайджанцами и другими этническими группами не существует.

Однако в последние несколько лет о проблемах азербайджанской общины заговорили на самом высоком уровне в самой Грузии и за ее пределами – через рупор международных организаций.

Прежде всего, это вопрос об уровне интегрированности азербайджанской общины в грузинское общество. По оценке международных экспертов, решению этой проблемы препятствуют низкий уровень владения местным населением грузинского языка и целый ряд аспектов т.н. религиозного вопроса – как часть более общей проблемы положения мусульманских меньшинств в христианской Грузии.

Продолжение следует

Екатерина Шишкина (Москва)

Между Баку и Тбилиси назревает серьезный политический конфликт. В декабре 2017 года в Европейском центре по вопросам национальных меньшинств был представлен отчет под названием Nomen Est Omen? Naming and Renaming of Places in Minority Inhabited Areas in Georgia, автором которого является Мариа Диего Гордон. Этот документ вызвал повышенное внимание у Азербайджана, потому что в нем констатируются тревожные факты. Первый: правительство Грузии целенаправленно переименовывает топонимы в местах компактного проживания национальных меньшинств. Второй: переименованию подвергаются в основном тюркские (азербайджанские) топонимы и гидронимы, и эта политика не коснулась других национальных меньшинств.

Заметим, что подобную тенденцию в Закавказье эксперты фиксировали давно, чуть ли не с момента появления там независимых государств - Азербайджана, Грузии и Армении. Но она была характерна для Баку и Еревана, оказавшихся в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. В двух республиках активно менялась топонимика. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев, указывая на так называемое «пришлое» происхождение армян, часто приводил в пример топографические карты Российской Империи, которые действительно содержат заметный набор топонимики тюркской принадлежности. Теперь о «пришлом» характере появления азербайджанцев на территории Грузии пишут уже грузинские историки, а политики, как выясняется, не первый год втихаря подвергают ревизии самоидентичность азербайджанцев Грузии.

Напомним, что переименование азербайджанских сел в Грузии в начале 1990-х годов осуществлялось под лозунгом «восстановления исторической справедливости». Эта кампания опиралась на выкладки грузинских историков, считающих, что в период персидского наступления на Грузию азербайджанцы в 1480-х годах поселяются на южных окраинах страны, в районе рек Акстафа, Дебед и других (казахская, памбакская и шурагельская группы). В начале XVII века при шахе Персии Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы свое название. В 1604 году здесь был образован Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века. Мигранты меняли непонятные им названия местных сёл на тюркские топонимы. Однако азербайджанские историки придерживаются несколько иного мнения: различные тюркские племена стали поселяться в юго-восточных регионах Грузии еще до нашей эры.

Битва за имена между Баку и Ереваном, как мы уже говорили, понятна. А что происходит во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией? Ведь на официальном уровне две республики заявляют о стратегическом партнерстве, в каденцию президента Грузии Михаила Саакашвили в Тбилиси заявляли даже о «фактически конфедеративных отношениях с Баку». Помимо того, азербайджанцы в Грузии, являющиеся самой крупной общиной меньшинств и проживающие в южных, юго-восточных и центральных районах страны, никогда не претендовали на статус автономии. В то время, когда возможность появления армянской автономии в Джавахетии в разное время обсуждалась как на академическом, так и политическом уровнях. В докладе Гордона фиксируется только тенденция изменений в Грузии тюркской топонимики. Случайно?

Историки знают, что такое происходит лишь тогда, когда переименования обусловливаются внешнеполитическими причинами, желанием сохранить или изменить государственные границы, а также ярко выраженным стремлением подчеркнуть национальную или цивилизационную принадлежность объектов номинации. В Грузии уже не первый год ведутся широкие дискуссии относительно цивилизационной идентичности страны. Как известно, территории, на которых потом были сформированы республики Азербайджан, Армения и Грузия, в начала XIX века входили в состав Персидской империи и находились в ареале мусульманской цивилизации. После развала СССР и обретения независимости Баку вместе с Анкарой взял на вооружение доктрину «одна нация - два государства», обозначив таким образом свою цивилизационную принадлежность и выводя Тбилиси и Ереван в зону пограничных или окраинных культур.

Но по мере того, как Грузия и Армения стали развивать сотрудничество с ЕС, эти страны позиционируют себя в качестве восточно-христианской цивилизации, наследниками Византийской империи. Как пишет один грузинский исследователь, есть точка зрения, согласно которой Грузия и Армения являются субдоминантами Евразийской цивилизации. Можно назвать и другие концепции, но главное, что их объединяет - дистанцирование от исламского, точнее, тюркского мира. Пожалуй, только этим можно объяснить политику Тбилиси по зачистки топонимов на своей территории, что, конечно, связано с формирующейся в Закавказье геополитической конъюнктурой, сложным и противоречивым процессом поиска устойчивых ценностных ориентиров. И это доминирующая тенденция.

А на практике интригой оказываются перспективы стратегического партнерства между Баку и Тбилиси. Грузия является фактически единственным транспортным коридором для вывода Азербайджаном его энергоресурсов на мировой рынок. В то же время Баку, хотя и выступает сейчас в отношении Тбилиси в роли чуть ли единственного гаранта ее энергетической безопасности, может утратить позиции. Но в целом для Азербайджана складывается уникальная ситуация. Назвав армян на территории Нагорного Карабаха «пришлыми», сами азербайджанцы в Грузии объявлены таковыми же. Битва разворачивается на поле топонимики, где еще много неразгаданных исторических тайн.

Станислав Тарасов

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad