Как задобрить духов леса. Обряд обращения к духу леса

Главная / Праздники 

Славяне верили, что повсюду окружают нас Духи. Всякий со своим нравом: кто добрый, ласковый, любит трудиться, помогает людям, кто строгий, суровый. Что о духах, живущих в доме, ведали на Севере?

Приглядитесь, какой дух в доме у вас?

Букачка – самая, что ни на есть нечистая сила, навья. Не имеющее облика порождение Хаоса. Род занятий Букачки: разжигать ненависть, ревность между мужчиной и женщиной. Ужасно, правда!

Домовиха (Домаха) – основная роль: жена Домового, но бывает и сама хозяйкой хаты. Домовиха дама пригожая, покровительница жилища, семьи, домашнего очага.

Жировик – обитает в тепле или подполье. Крутится около хозяйки, когда та занята кулинарией, невидим глазу. Ему б только блинчик иль олашку лизнуть – ничего зазорного. По ночам любит посуду немытую вылизывать: так что коль не хотите свою посуду такому подвергать, уж лучше не оставлять её грязной до завтра. Делает Жировик проказы не со зла, а от скуки, по характеру своему, забавному.

Злыдни – существа крохотного размера, худощавые, с облезлой шерстью. Любят пакостить. Обитают в основном в жилье, как духи, выражающие недобрую судьбинушку. Обитание этих духов в доме незаметно.

Кикимора . Ею становится дитя, проклятое родителями. Поселяется Кикимора в домах, построенных на плохом месте, на земле, где: был зарыт удавленник, неотпетый покойник; был убит или умер ребёнок. Кикимора может поселиться в жилье, в последствии злого умысла, порчи. Представляет из себя маленькую, усохшую, скрюченную старушку, уродливую, одетую в лохмотья.

Кошкалачень – оборотень, который предстаёт в виде кошки.

Кузутик – крохотный, нечистый дух, помощник чёрных колдунов.

Кутиха (Кутинья) . Домашний дух, в женском обличье, обитающий в углу дома, по иначему в куте. Род деятельности кутихи: невидимое для наших глаз помощь или помеха в ткачестве, рукоделии.

Люб – прекрасный дух, является хранителем брачного ложа. Взору нашему Люб предстаёт в облике большеухого, мохнатого, златовласого кота со стеблем стрелолиста в зубах. Любу старались всячески угождать. Он отгонял от опочивальни Нелюба. Этот дух злобный. Предстаёт в виде чёрного кота, с веткой белены во рту.



Матохи – духи, которые наводят беспорядки, беспокойства различные в делах семейных, различные мелкие пакости. Они не видимы нашему глазу, уследить за ними почти невозможно. Каких-либо серьёзных бед причинить Матохи не могут, но потешиться любят. К примеру, подначить дитя за пирожком только испеченным полезть и обжечь пальцы; хозяйку толкнуть, когда та с плиты суп горячий снимать будет.

Мокруха – дух, живущий в доме, по ночам прядёт шерсть. Человек её присутствие в доме может обнаружить, заметив мокрые следы, которые Мокруха оставляет за собой.

Огневик – домашний дух, мелкий. Живёт в печи. Обожает бросать пепел в чугуны с едой.

Полуночница – нечистый дух. Тревожит только детей, не давая им уснуть. Полуночница отнимает сон у младенцев. Она щекочет малыша за пятки, играется, тешиться, заглядывает в глаза, не даёт уснуть. И для того чтобы она не тревожила младенца, а могла провести время занимательно и без него, ей предлагаются различные варианты: играть прялочкой, веретеночком, челом и каменкой; ночью играть под матицей, днём – под потолочиной. Человек просит полуночницу уйти, оставить в покое малыша, предлагает обмен. Иногда применяются и заговоры, которые включают в себя запугивающие формы, угрозы, приказания.

Пустодомка – живущая в пустой избе кикимора. Пустодомка прядёт нити судьбы человека, имеет способность влиять на жизнь людей.

Скарбник – нечистый дух-хранитель сокровищ своего хозяина. Он является помощником во всех делах хозяина. После смерти хозяина, он появляется со стаей воронов и вырывает проданную ему душу.

Хихитун – мелкая нечисть, обитает за спиной человека. И когда с человеком, или его близкими происходит что-то недоброе, Хихитун радуется этому, смеясь тоненько и часто: «Хи-хи, хи-хи, хи-хи…» Если в этот момент резко обернуться, можно увидеть мелкого, внешне чем-то напоминающего обезьянку, с рожками на макушке Хихитуна. Если воспринять его хихиканье как предупреждение, нередко возможно предотвращение беды.

Хохлик – маленький домашний дух, чёртик, нечистый. Может являться помощником Домового.

Ячична – дух пустого дома. Род занятий: прядение. Схожа с пустодомкой. Ячична злой дух, поскольку является навьей необжитого пространства.

Главный дух в доме – Домовой!

Главный дух жилья – Домовой. Домовой может помогать по хозяйству, за избой следить, когда хозяева отлучились, а может и вредить. Как отнесетесь к главному духу дома, так он и ответит! Что на Севере ведали как задобрить Домового в доме?

Надобно особые правила соблюдать:

Не любит Домовой когда в доме ссорятся. Раньше если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали: «Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить».

Не хорошо и делать что-либо не вовремя. Знаете, наверное, о том много примет: вечером нельзя мусор выносить. Дела домашние, уборку лучше при свете дня успевать сделать. А в иные дни за дела лучше не браться. Про то так рассказывают:

Пряла одна баба в пятницу. А в пятницу прясть нельзя! Вот домовик - шапка высокая, как человек - открывает дверь, входит в хату и говорит:

Сегодня пятница. Что же ты прядешь! Прясть нельзя!

А баба была такая шутница и не пуглива. Она отвечает ему:

Ах ты, чертов батько! Что ты подглядываешь!

Он только буркнул и пропал. А у бабы прялка упала.

Коли хотите со своим Домовым в ладу жить, нужно и эти правила помнить. Тогда будет он по хозяйству помогать, а разозлится – только мешать станет. Если прогневаете Домового, обязательно попросите у него прощения да подарочек не забудьте оставить.



Как задобрить Домового в доме подарочком?

Приходя в новую избу непременно спрашивают у Домового дозволения пожить в доме всей семье. Спрашивают дозволения и когда приходит молодая жена жить в Род мужа.

Домовому обязательно приносят подношение: молоко в блюдце, хлеб, печенье, иногда мелкие вещицы или даже деньги. Если хотите знать, как задобрить Домового в доме, подмечайте, что дедушко-суседушко любит. После какого подарочка Домовому в жилье ладно, светло, уютно? Тот дар стоит чаще Домовому преподносить.

Коли обидели чем Домового, в доме правила вежливости нарушили, надобно сперва извиниться перед духом дома, да после непременно подарочком задобрить!

Кто, кроме известного вам Домового может жить в вашем доме, знаете? Духи в доме - почти реальность.

Славяне верили, что повсюду окружают нас Духи. Всякий со своим нравом: кто добрый, ласковый, любит трудиться, помогает людям, кто строгий, суровый. Что духах, живущих в доме, ведали на Севере?

">


С давних пор люди верят в домовых. По легендам, они живут рядом, приносят удачу и благополучие, помогают держать дом в чистоте и оберегают от пожаров. Главное - чтобы дух был доволен и счастлив. Но в своем большинстве эти существа, как дети. Они любят шалить и приносить хлопоты хозяевам: прятать вещи и бить посуду. Как задобрить своего домового – в обзоре про лучших духов-помощников из культур.

Домовой (славянская мифология)



Домовой в славянской мифологии является одним из самых жутковатых домашних духов. Он принимает обличье старика, но размером с маленького ребенка. У него длинная седая борода. Иногда он похож на кого-то из мужчин-предков или даже на нынешнего главу семьи. Также домовой может принимать облик кошки, собаки или даже змеи.

Как говорят, свой домовой есть в каждом доме. Он обитает где-то под порогом, под плитой или в духовке. Чтобы домовой был доволен, нужно содержать хозяйство в порядке. Дом должен быть убран, посуда вымыта, еда спрятана – если только это не специальное подношение домовому.


Когда тот доволен и счастлив, то может выйти в ночное время и помочь по хозяйству, убрать во дворе. Если же домовой расстроен условиями в доме, он превращается во вредителя, крадет мелкие предметы, ломает вещи и тревожит спящих.

Котихальтиа (финская мифология)


В финской мифологии есть духи - хальтиа. Они выступают в качестве защитников кого-то или чего-то. И среди этих духов можно выделить котихальтиа. Это маленький гном, живущий в доме. В зависимости от темперамента он может быть как помощником, так и шалуном. Домовой гном живет на чердаке, откуда ведет наблюдение и защищает членов семьи. Он тесно связан с другими духами, которые также берегут имущество. Так, под порогом живет дух-хранитель Маахинен, а за сауной присматривает Саунатонтту. Финских домовых духов также нужно подкармливать. Они любят кашу с маслом, творог, свежеиспеченный хлеб и пиво.

Трасгу (испанский фольклор)



На севере Испании, в Астурии, люди верят в эльфа трасгу - еще одно существо со странной любовью к заботе о доме и склонностью к озорству. Если судить по верованиям, то трасгу имеет самую озорную репутацию из всех домашних духов. Трасгу представляются в виде маленьких эльфов, которые носят красные плащи и красные шапки. Из других особенностей отмечают их хромоту и отверстие в левой ладошке. Иногда эльфу приписывают рога.

Трасгу должен быть обеспечен небольшим количеством пищи и доступом в теплое место для сна, например, возле дымохода. Если эльф счастлив, то выполнит небольшие домашние работы, такие как мытье посуды. Но если им пренебрегают, он будет двигать предметы по дому, прятать их, бить посуду, создавать беспорядок. Для того, чтобы избавиться от трасгу, нужно назначить ему невыполнимую задачу, например, собрать зерно. Эльф не сможет этого сделать, потому что оно будет выпадать через дырочку в руке. В конце концов, обескураженный трасгу покинет дом.

Хоб (английский фольклор)



Выходец из фольклора северной Англии, хоб, - один из самых известных домашних духов. Он послужил образом для персонажа Добби из «Гарри Поттера». Согласно фольклору, хоб может обитать не только в доме, а также в магазине или на ферме, помогая с работой.

Традиционно хобы выглядят как чахлые эльфы, которые выходят ночью, чтобы помочь с делами. Они предпочитают, чтобы их не видели во время работы. Домовые ненавидят, когда их вознаграждают. Если хозяин дома попытается вручить хобу предмет одежды, то, скорее всего, тот обидится и уйдет. Более того, любая похвала будет рассмотрена как оскорбление, и эльф навсегда покинет дом. Лучше всего просто предоставить хобу его часть работы, и всем будет хорошо.

Дзасики-вараси (японский фольклор)



Обычно японский дух дзасики-вараси остается невидимым. Он может показаться маленьким детям в обличье пухленького 5-летнего ребенка.

Взрослые владельцы дома могут увидеть дзасики-вараси только перед окончательным отъездом. Если же дух сам освободил помещение, то это верный признак обреченности и разорения. Поэтому стоит терпеливо мириться с его безобидными шутками, а не гнать прочь и подвергать жилье опасности.

Дзасики-вараси, как правило, живет в старых домах. Он любит шалить: пошуметь в пустых комнатах, сбросить покрывало с кровати. Несмотря на это, его не считают злым духом, и если он поселился в доме, то это, как правило, признак хорошего благосостояния семьи.

Габие (литовский фольклор)



Персонаж сказок литовского фольклора, Габие является одним из наиболее опасных домашних богов, она - живое воплощение огня. Габие иногда показывается в виде женщины в красном платье. Также она может принимать форму кота или петуха.

Уважить Габие очень просто: достаточно заботиться о семейном очаге. Если нужно полностью погасить огонь, то можно сделать это только с помощью чистой воды. Любая другая жидкость может возмутить божество. Если Габие будет недовольна, она может начать гулять по помещению. Другими словами, огонь будет распространяться по дому. Поэтому лучше не сердить Габию, чтобы сберечь дом от поджога.

Между прочим, домовой – это только одно из .

Как задобрить домового? Согласно старинным верованиям, домовые водятся в любом жилье (квартире или частном доме). Дружба с хранителями очага поможет счастливо жить в уюте и спокойствии.

В статье:

Как задобрить домового и зачем это нужно

Домовые, как банники и соответствующие прочим помещениям жилого двора потусторонние существа, - неотъемлемая часть верований пращуров. У каждого народа собственное название для домового, но смысл неизменен. Домового уважали, считали практически частью семьи и при смене места жительства обязательно забирали. , описано в соответствующей статье на сайте.

Чтобы понять, как задобрить домового, надо разобраться, зачем нужно действие.

В старину с потусторонним жителем дома старались поддерживать ровные дружеские отношения. Если у домовика антипатия к члену семьи или ко всем домочадцам сразу, следует ожидать козней и пакостей. От нежеланных домовому гостей и членов семьи существо избавляется, постепенно выживая из дома.

Если к сущности относиться хорошо, уважать, проявлять внимание, домовик ответит взаимностью. Нередки случаи, когда в доме находится вещь, пропавшая несколько лет назад, уходят мыши и тараканы, лучше растут комнатные цветы.

Издавна домовые присматривали за порядком, могли предупредить хозяев о пожаре, помочь отыскать потерянные вещи, разбудить, если не сработал будильник. Считается, что домовики умеют навевать добрые мысли и воспоминания в моменты грусти. В доме с добрым духом, который поможет, жить комфортно, поэтому с домовым дружат.

Пугаться духов не стоит. Домовой заявляет о себе или вредит, когда есть повод: существо выказывает недовольство ситуацией или домашней обстановкой. Зная, чего не любят охранники домашнего очага, легче понять, как подружиться с домовым.

Как подружиться с домовым - что не любят хранители

Не нравятся домовым попытки выгнать их с насиженного места. Иногда добрых и полезных существ принимают за проявления присутствия , от чего пытаются избавиться с помощью освящения жилья и окропления помещения святой водой. Домовому манипуляции не навредят, а обидеть могут. Если в квартире замечены странные вещи, сначала пробуют подружиться с домовым.

Сущности - хорошие, домовитые хозяева. Домовики ответственно относятся к порядку в жилом помещении: не переносят пыль, грязь и беспорядок. Если человек редко делает уборку, домашний дух может расшуметься или начать вредить, например, душить , показывая неодобрение происходящим.

Если нет понятия «каждой вещи - свое место», домовых ситуация устраивает не больше, чем грязные полы и пыль. Духи могут вредить, забирая вещи, лежащие где попало. Если предметы пропадают, а найти их не получается, обойдя весь дом, это проказы домового, недовольного беспорядком.

Сущности не любят селиться в неблагополучных семьях. Их отталкивает не небольшой достаток, а негативное влияние ссор, скандалов, маты, громкие крики и злоупотребление алкогольными напитками. Домовой, вынужденный жить в негативной атмосфере, не будет хорошо настроен к жильцам. Курение не одобряет, за исключением специально оборудованного места, например, на балконе или возле мощной вытяжки, которая не оставит запахов после выкуренной сигареты. Считается, что нельзя свистеть в помещении.

Если пытаться выгнать недовольного духа, считая его нечистой силой, или не обращать внимания на недовольство домового, сущность может покинуть дом. Доводить до ухода домовика нельзя: на Руси верили, что домовой - душа дома, часть повседневной магии, стоять здание без проказника не будет. Семья, добившаяся ухода домового, счастливо жить не будет. Случается, что у потустороннего существа злобный и склочный характер, подружиться с домовым не получается. В такой ситуации избавление от «квартиранта» оправдано.

Иногда домовые плохо относятся к питомцам. Бывают дома, где долго не задерживаются собаки или кошки: убегают, умирают. Питомцу, который не понравился домовому, сущность не дает спокойно спать, есть и пить, передвигаться. Существуют обряды представления домашнего животного домовому, чтобы тот принял питомца в семью и стал заботиться о собаке так же, как и о домочадцах.

Лежащие на открытых пространствах острые предметы мешают домашнему духу бороться со злом, которое может заглядывать в жилье. Правило относится к соли и острым приправам. Следует убирать острые вещи в шкафчики или накрывать солонки и перечницы крышками, чтобы не мешать домовому и не раздражать его.

Как задобрить домового в частном доме или квартире

Домовые любят теплые места, поэтому в домах предков обитали за печкой, иногда - на чердаках, под порогом. Со временем жилье претерпело изменения: дровяные печи неактуальны, современные духи домашнего уюта предпочитают камины, обогреватели и батареи. В прошлом для домовиков делали удобные места - небольшие снопы или веники. Их размещали в месте, где жил домовой, или вешали на стену.

Перемещаться дух может по дому, заглядывая и контролируя происходящее в каждой комнате. Прятаться, спать и просто отдыхать любит в понравившемся месте.

Относятся к сущности, которая хранит дом от беспорядка и нечистой силы, с уважением. Домовых действительно есть за что уважать - духи помогают буквально в любых делах, если дружить с ними.

Чтобы задобрить домового, стараются поддерживать чистоту и порядок. Не допускают скопления пыли и грязи, добросовестно относятся к уборке и заставляют членов семьи делать так же. Ищут место для каждого предмета. Сущность обязательно оценит старания. В доме, где хозяева поддерживают порядок, домовой помогает.

Энергетика квартиры или дома должна быть чистой: нельзя допускать ссор, скандалов и других негативных эмоций. Магическое очищение жилища домовые одобряют.

Если хозяин сделал что-то такое, что не нравится покровителю квартиры, просят вслух прощения. Можно сочетать извинения с угощением сладостями, но исправлять оплошность придется.

Домовые обожают, когда с ними говорят вслух и проявляют уважение. Можно делать это и мысленно (правда, считают, что читать мысли существа не умеют). Не забывают благодарить домового, если нашлась вещь, пропала пыль или произошли другие приятные вещи. С домовым можно здороваться, желать доброго утра или хорошей ночи. Если нужна помощь хранителя, обещают угощение в обмен на полезное дело, но не забывают об обещаниях, иначе домовик обидится.

Если домовой пакостит, например, украл что-то, говорят:

Домовой, домовой, поиграй и отдай.

Другой вариант:

Батюшка-домовой, дай подсказку, где найти мне мою (название вещи)!

Если сущность забрала вещицу для забавы - отдаст, но может положить в наиболее непредсказуемое место, куда человек точно не клал.

Если просьба не помогает, пробуют пожурить:

Дедушка уже старый, взрослый, а всё балуется! Ай-яй-яй!

Домовой устыдится и отдаст пропажу.

Как обращаться к домовому? Говорят: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка» или «Домовой-батюшка». Можно придумать обращение самостоятельно.

Сущности любят игры с небольшими блестящими предметами. Покупают или делают самостоятельно небольшой сундучок, куда кладут пуговицы, бусины и блестящие монетки. Придутся по вкусу старые бусы и другая ненужная бижутерия. Сундучок ставят в укромное место, проговаривая, кому предназначены игрушки. После в доме обычно перестают пропадать мелкие вещи, ведь у духа теперь есть чем развеять скуку.

Домовые любят, когда им оставляют угощение: молоко, кашу, мед, конфеты, сладкую выпечку и хлеб. Мясо и яйца дух не любит, а ложки предпочитает деревянные. Пища не нужна им для утоления физических потребностей, но это проявление заботы и уважения. Иногда пища исчезает с тарелочек, оставленных для домового. Обязательно говорят слова благодарности и кому предназначено угощение.

Каши даются каждые полгода. Молоком угощать можно и чаще, например, каждые два-три месяца. Сладости - каждое первое число месяца. Если в доме есть животные, допускать, чтобы угощение досталось коту или собаке, не следует. Ставят подношение, например, на холодильник. Место должно быть достаточно укромным, скрытым от посторонних глаз. Самый подходящий вариант в городской квартире - под батареей, если нет животных, которые украдут еду.

Домовые отмечают именины и желают, чтобы хозяева дома их поздравили. Обязательно ставят угощение в ночь с 10 на 11 февраля, иначе домовик обидится на семью на целый год. Если в доме праздник, оставляют угощение и домовому.

Возникает вопрос: сколько хранить в доме угощение, поставленное домовому? Каша и молоко убираются на следующий день, а сладости всегда должны храниться там, куда их положили, до начала следующего месяца. Сладкое нужно выбросить только с окончанием срока.

Чтобы домашний дух быстрее привык к новому питомцу, заводят его в дом по дубленке, которую стелят овчиной вверх. Обязательно говорят, обратившись к домовику, что это - питомец, который будет жить в квартире, и просят принять его и позаботиться о животном.

Как задобрить домового в новой или съемной квартире

В новостройках домовых нет: существа обитают там, где давно живут люди. Обычно при переезде забирают их с собой, предлагая продолжить дружбу и совместную жизнь.

Если человек уезжает жить отдельно от родителей в недавно построенный дом, где никто не жил, так не делается. Нужно думать не только как задобрить домового в новой квартире, а и как его туда пригласить.

Существуют специальные . После того как магическая сущность придет, стараются подружиться с хранителем очага.

Иногда сущности приходят в дома и без приглашения. В квартире будет приятно находиться, атмосфера изменится в лучшую сторону - первый признак, что в доме появился покровитель. Сами по себе домовые приходят далеко не сразу, лучше позвать хранителя.

Как позвать домового в новостройку

Для первого способа нужно передвинуть нательный крестик на спину: домовые не считаются нечистой силой, но их называют родными братьями чертей. Между церковью и домовыми отношения не всегда положительные.

Размещают на столе в полночь посуду с молоком и кусочек хлеба. Три раза произносят:

Домовой, будь со мной, живи тут, ходи тут. Батюшка-дедушка, хлеба да соли в моем доме откушай, молочком запей, а нам счастье и радость давай каждый день. Аминь.

Подношение оставляют на столе и не убирают три дня. Заметив появление домового, благодарят его, ставят угощение и не забывают о вкусностях в дальнейшем.

Второй способ вызова домового делается в новолуние. Накрыв стол для ужина, берут еще два блюдца. В одно наливают молоко и ставят возле печки (под батарею, возле газовой плиты и т. д.) со словами:

Откушай, отпей, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня.

Во второе кладут всего понемногу из того, что есть на столе. Не стоит угощать домового мясом или яйцами. Ставят блюдце рядом с первым и говорят.

Индонезию считают крупнейшей мусульманской страной в мире, и это вполне справедливо – 88% индонезийцев (более двухсот миллионов человек) исповедуют ислам.

Религия, среди оставшихся 12% населения распределена следующим образом:
9% – христианство (досталось в наследство от голландских и португальских захватчиков в колониальный период);
2% – индуизм (преимущественно это балийцы);
1% – буддизм и конфуцианство (в основном этнические китайцы)
Часть коренных жителей Индонезии, населяющих не затронутые современной цивилизацией отдаленные острова, сохранили различные формы язычества.

Индуизм на Бали – это сплав туземных верований, буддизма и учения Шивы, пришедшего из Индии . Балийский индуизм очень сильно отличается от индийского – обычаями и храмами, ежедневными ритуалами и праздничными обрядами


За 4 месяца пребывания на Бали, мы успели окунуться в череду праздничных церемониальных событий и проникнуться балийской культурой, познакомились с разнообразными традициями балийцев – от обычных утренних подношений богам




до торжественных церемоний кремаций и праздничных обрядов в храмовых комплексах



Про церемонию кремации, которая разительно отличается от индийской кремации в Варанаси и представляет собой праздничное и пышное торжество, мы расскажем в ближайшее время, а сейчас поведаем о трогательных утренних ритуалах.

В отношении религии балийцы, исповедующие индуизм, пожалуй, один из самых набожных народов. Почти в каждом доме есть свой семейный храм. Часто для их строительства используют черный вулканический песок, что придает им особый шарм

Кроме домашнего храма на входе во двор, гестхаус или даже кафе, обязательно есть статуя Ганеши



иногда встречаются и другие статуи


а к каждой постройке во дворе, будь-то дом или чайная беседка, или даже сарайчик, прикреплен "алтарь-скворечник"




Утро большинства местных жителей начинается в 5-6 часов, с подметания двора и выбрасывания вчерашних подношений


После этого балийцы, как мужчины, так и женщины, начинают свой магический ритуал – изготовление замысловатых композиций для подношений


от самых простых – щепотка риса и плетеные корзиночки из пальмовых листов с кокосом, цветами и другими натурпродуктами до вот таких фантастических сооружений


Каждое утро балийцы собирают в саду свежие цветы для украшения – в основном это франжипани


раскладывают свежеприготовленную еду – делятся с богами своей пищей, которую они должны отведать первыми


Это обязательно варёный рис, и, дабы подсластить жизнь богам: конфеты, печенье, кексы – в обычные дни, фрукты и замысловатые сладости – в особые праздничные

Все складывают на поднос


зажигают ароматизированные палочки, надевают саронги и пояса – на этом приготовления закончены


Далее выполняют сам ритуал подношения, сначала перед богами в семейном храме




и в каждом священном месте двора и дома


Количество таких мест в одном небольшом дворике с домом может достигать 10-15, а то и больше.
Священными местами считают любую кладовку и шкафчик, так что, заглянув на кухне в сервант или кладовку со стиральной машиной, можно обнаружить чананг (маленькое квадратное подношение из кокосовых листьев с цветами и рисом)

После оказания почестей богам, идет череда ублажений злых духов, находящихся за территорией двора. Обычно подношения для них богаче и вкуснее, чем для богов – их нужно задабривать. Самые важные места, где подкармливают духов – это перед воротами


у речки и на краю оврага


все действие происходит в полном молчании и погружении в себя


Именно в этих местах каждое утро Кетут оставляет подношения (сегехан ). Кстати, рис растаскивают злые духи под названием муравьи – через полчаса после ритуала, банановые листики уже пустые, а конфеты исчезают из корзиночек благодаря детям и туристам:)


Также отгоняют злых духов и от транспортных средств


Описанную церемонию мы наблюдаем каждое утро – Кетут приезжает один или с женой для того, чтобы освятить двор, дом и прилегающую территорию, а потом они со спокойной душой завтракают и уезжают на работу

Вся процедура занимает примерно от 40 минут до 1 часа. Особо занятые обычно сами не плетут корзинки и другие составляющие для подношений, а просто покупают готовые на рынке.
Владелец обязательно освящает свои владения (Кетут, например, освящает и дом в котором сам живет, и дом который мы арендуем), или поручает это работникам

Вот такие подношения можно увидеть у порога во двор, дом, магазин, на почту, кафе, да и вообще любое заведение. Главное привыкнуть к ним и обращать внимание, чтобы не наступить и не наехать колесом байка


А такие подношения делаются в праздничные дни


В храмы женщины приносят подношения только на головах, так как голова – святая часть тела. Такие подарки богам поражают своим великолепием и замысловатостью


Девочек на Бали с детства приучают носить тяжести на голове – будь то дары богам или просто пакет с продуктами из магазина

Перед большими праздниками женщины одной коммуны, деревни или просто соседки с одной улицы собираются вместе и плетут корзинки, делают украшения для предстоящих церемоний




Плетут, сплетничают, смеются – мы наблюдали за их работой, доведенной до автоматизма, и сложилось впечатление, что рука настолько наметана, что все эти чудесные украшения, балийские женщины могут делать с закрытыми глазами и даже во сне:)

Подношения недолговечны – натуральные продукты быстро увядают, на утро их уже сменяют новые, но главное в балийском индуизме даже не само подношение, а процесс его изготовления, та добрая энергия, которую вкладывают женщины, и которая потом, по поверью превратится в светлую ауру, защищающую их дом, развеется ветром по рисовым полям и даст плодородие и процветание.

Кстати, небольшие алтари-храмы обязательно присутствуют и на каждом рисовом поле


В дни церемоний все улицы наполняются пенджорами – высокими бамбуковыми шестами

с оригинальными плетеными украшениями из пальмовых листьев, цветов и рисовых колосьев, которые символизируют процветание



Пенджоры устанавливают жители около своих домов, их изготовление – забота мужской части населения






Перед особыми событиями (рождение ребёнка, свадьба, кремация) ворота дома преображаются – их украшают бамбуком, разноцветной тканью и цветами

Детей с детства учат изготавливать подношения – в школе даже есть специальный урок. Мы как-то наблюдали, как Кетут помогал младшей дочке выполнять домашнее задание – мастерить украшение, так что мастерство передается из поколения в поколение. Один из примеров ручной работы


На время церемоний и праздников, украшают не только дома


но и улицы, храмы


статуям повязывают саронги





семейные храмы украшают красивыми зонтиками и украшениями из бамбука

В храмах на национальных инструментах играют музыканты в нарядной одежде


играют и днем и даже поздним вечером, а в особые праздники и ночью


Вот так, к примеру, выглядят храмы до церемонии в обычные дни


а вот так в дни ее проведения

Для того, чтобы попасть в большинство храмов, а также для участия в церемониях требуется специальная одежда. Для женщин это – кебайя (кружевная блузка), саронг (юбка) и пояс, для мужчин – белая рубашка, саронг с верхней юбкой и головной убор


Дети также имеют обязательную церемониальную "униформу"


девочкам заплетают цветы в волосы


Перед многими храмами, особенно в туристических местах, даже информационные стенды установлены с указанием, что посещать храм можно только в специальной одежде
Нам нравятся традиции балийских хинду. В сравнении с мусульманами, которые в 5 утра любят включить музыку для молитв на всю округу, балийцы не мешают жизни населения других вероисповеданий.

Большинство подношений – те, что из органических материалов саморазрушаются, да и старые обязательно выбрасывают, а те что съедобные, разносятся муравьями или съедаются животными и птицами или детьми (фрукты, конфеты), так что на улицах, в целом, довольно чисто


И выглядит всё очень ярко и красочно, особенно во время праздников, которых здесь невероятное количество



В следующем посте мы расскажем об одном из самых впечатляющих храмов на Бали , который находят привлекательным не только туристы и ценители культуры, но даже и сёрферы.

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он - полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло. Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения. Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли. Поэтому важно знать, как вести себя в лесу , чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, зверя, ветра, гиганта или гнома...


Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности. Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев. А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.


Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве. В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой. При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья... причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.


После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему. Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места. Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях. Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь. Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться. Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа. Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать. Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев. Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).


После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль. Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания. Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad