Обучение по теме психология здорового образа жизни. Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни (зож)

Главная / Разные

Обучение формированию здорового образа жизни не должно строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Основная цель обучения – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.

При определении целей обучения следует учитывать:

· соответствие целей потребностям пациента;

· соответствие исходному уровню знаний;

· цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения.

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, то есть осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия.

Прежде всего, необходимо поставить перед пациентом только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально сразу же ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Похудание на 3-7 кг – более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия. Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие. Оптимальным вариантом является группа численностью 5 – 7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.

Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать "сильные" и "слабые" стороны каждого участника:

· Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.

· Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить.

· Наибольшую трудность представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие - иногда весьма активно - свое недоверие. В подобных ситуациях результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента.

· При работе с незаинтересованными пациентами рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта.

Проводя обучение, необходимо помнить:

1. Когда на занятии медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное.


2. Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял.

3. Если же пациент понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним.

4. Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение.

5. В случае если пациент один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.

Современные исследователи предлагают рассматривать процесс изменения поведения человека в области здоровья/болезни в виде "спиральной" модели. Выделяют следующие стадии изменения поведения:

– Стадия безразличия – человек не подозревает о необходимости перемен в привычном образе жизни или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.

– На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в образе жизни. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому образу жизни.

– Стадия подготовки – это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.

– Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения возврата к неправильному поведению и нездоровому образу жизни.

– Поддержание – финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.

Медицинским работникам в процессе обучения необходимо фокусировать внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, так как большинство пациентов находятся именно в этой части "спирали".

Принципы образования пациентов:

1. Релевантность (пригодность, уместность) – адаптация программы обучения к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом. Предварительное тестирование или собеседование помогут собрать данные.

2. Индивидуализация – позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях. Обучение должно строиться на доступном изложении материала, активном участии пациента, создании открытой и доверительной атмосферы.

3. Обратная связь – помогает определить, как хорошо пациент усвоил материал и какого прогресса достиг. Обратная связь может быть основана на контроле знаний изученного материала или практических результатов.

4. Закрепление полученных знаний – предназначено для вознаграждения желаемого изменения поведения. Похвала или поздравления очень эффективны в достижении полезных изменений в образе жизни.

Общие требования к средствам печатной и наглядной пропаганды:

1. Наличие основной актуальной идеи в представленных средствах агитации.

2. Воздействие на эмоциональность и воображение целевой аудитории для наиболее эффективного восприятия.

3. Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни.

4. Доступность в восприятии средств агитации.

5. Соблюдение единства текста и изображения по смыслу, тональности, конкретности.

6. Оригинальность, использование в дизайне современных PR-технологий.

7. Соблюдение оптимального объема информации в целях его усвоения и восприятия.

8. Недопустимость использования материалов, способных оскорбить, вызвать негативные эмоции у целевой аудитории.

Профессиональная деятельность большинства менеджеров связана с систематическими психическими нагрузками и сильными стрессами, их рабочий день нередко составляет 10, 12, а то и 14 часов, питание, как правило, является нерегулярным, а отдых далеко не всегда полноценным. Помимо этого многие менеджеры ведут малоподвижный образ жизни.

Все эти факторы оказывают крайне отрицательное влияние на состояние здоровья менеджеров и уровень их работоспособности. Кроме того, нередко у менеджеров отмечается психическое переутомление, заставляет желать лучшего и их физическое состояние.

У значительной части менеджеров, особенно высшего управленческого звена, наблюдается ограничение количества и объема движений и уменьшение мышечных усилий, что ведет к ухудшению работы сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной и некоторых других функций организма.

Учитывая напряженный характер труда менеджера, забота о сохранении своего здоровья должна быть важнейшей задачей любого грамотного специалиста.

Прежде всего, следует отметить, что менеджер обязан строго соблюдать правила разумного образа жизни, помнить о том, что это защищает от многих болезней и является надежным средством их профилактики.

Так, если менеджер ограничен в количестве и объеме движений это вполне может быть компенсировано соответствующей утренней гимнастикой. Занимаясь утренней гимнастикой или другими физическими упражнениями, необходимо учитывать, что рациональная нагрузка приносит значительную пользу, а перегрузка - вред.

Важнейшую роль в жизни любого человека, в том числе и менеджера, играет рациональное питание. При очень большой производственной загрузке менеджер должен всегда помнить, что правильное питание является важнейшим и непременным условием крепкого здоровья, работоспособности и долголетия человека.

Необходимо учитывать, что избыточный вес вреден, он резко уменьшает подвижность, снижает работоспособность, ухудшает самочувствие, портит фигуру, делает человека некрасивым и снижает сроки жизни. Решающим фактором для полноты является отсутствие движений и переедание. В последнее время большое распространение получили всевозможные диеты, хотя большинство медиков считают, что ни одна диета не является безвредной. Пытаясь быстро сбросить вес, некоторые люди используют несбалансированные диеты, которые могут дать желаемые результаты, но привести в будущем к серьезным негативным последствиям. Следует учитывать, что самые лучшие результаты дает снижение потребления глубоко переработанных продуктов. Нужно больше есть овощей и фруктов, картофеля и хлеба, потому что в них очень мало жиров; целесообразно больше есть птицы и рыбы, меньше мяса, молока, яиц; не следует употреблять много сахара и соли. Сахар в рационе многих людей занимает слишком большое место. Сплошь и рядом мы забываем о том, что существует прямая зависимость между количеством потребляемого сахара и частотой сердечных заболеваний.

Менеджер должен помнить, что заболевания сердечно-сосудистой системы непосредственно связаны с системой питания. В частности, необходимо обращать самое пристальное внимание на количество холестерина. Для снижения его содержания в организме необходимо прежде всего уменьшить потребление животного жира, заменив его растительным маслом. С этой же целью надо есть меньше мяса и яиц.

Из всех потребляемых человеком веществ главным источником энергии являются углеводы. Несмотря на то, что мы потребляем значительно больше углеводов, чем жиров и белков, их резервы в организме не велики. Это означает, что снабжение ими организма должно быть регулярным. Наиболее богаты углеводами многие растительные продукты: хлеб, крупы, макароны, картофель, в которых содержится большое количество крахмала. Кроме того, много углеводов содержится в сахаре, меде, конфетах, тортах, варенье, мороженом и других сладостях. Однако следует не забывать, что многие из этих продуктов представляют серьезную опасность для полных людей.

Помимо основных пищевых веществ, являющихся источником энергии, в пище содержатся вещества, которые не дают энергии, но совершенно необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. К их числу относятся различные витамины. Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к характерным заболеваниям, получившим название авитаминозов. Рациональное питание предполагает получение организмом различных витаминов. Так например, большое количество витамина А содержится в рыбьем жире, печени, молоке и сливочном масле. Недостаточность витамина В1 характеризуется развитием различных воспалительных процессов. Главным источником снабжения организма витамином В1 являются хлебные и крупяные продукты. Дефицит витамина В2 проявляется в слизистых покровах (образование трещин в углах рта, шелушение кожи, воспаление слизистых глаз). Хорошим источником витамина А2 являются молоко, творог, сыр, яйца, мясо. Недостаточность витамина С проявляется в воспалении десен, понижении сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Этот витамин содержится в зеленом луке, капусте и овощах.

Правильное питание должно быть разнообразным и регулярным с учетом возрастных, климатических, сезонных и других особенностей.

Одно из основных правил рационального питания - это полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Выбрав тот или иной пищевой режим, надо строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, отнюдь не безразличны для организма. Крайне желательно обеспечить разнообразие и сбалансированность питания: чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше физиологических веществ поступаете организм. Весной и летом нужно увеличить количество растительных продуктов, а в холодное время года целесообразно добавить в рацион пищу, богатую белками и жирами. Для некоторых людей следует рекомендовать определенную умеренность, и даже некоторые ограничения в питании: исследования медиков показывают, что более подвержены усталости именно те, кто много ест. При приеме пищи желательно отказаться от спешки.

Необходимо следить за сохранением нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не рекомендуется худеть в молодости, полнеть в зрелом и пожилом возрасте.

Помимо основных правил правильного питания, менеджер должен разбираться в повышающих работоспособность стимуляторах. Такие стимуляторы по своей природе могут быть химическими и естественными. Применение химических стимуляторов крайне нежелательно, так как их стимулирующее действие в значительной степени обесценивается побочным, нередко вредным действием на организм. Частое употребление таких стимуляторов ведет к истощению нервной системы в связи с тем, что организм к ним легко привыкает, и для достижения прежнего эффекта возникает необходимость все время увеличивать их дозы.

Особенно вредное воздействие на организм могут оказать такие стимуляторы, как никотин и алкоголь, частично отравляющие организм и, в конечном счете, в большинстве случаев резко снижающие работоспособность.

Вместе с тем имеются полезные естественные стимуляторы работоспособности, которые не имеют побочного вредного действия. К таким стимуляторам, прежде всего, надо отнести свежий воздух. Работа большинства менеджеров является умственной и малоподвижной, и кровь недостаточно насыщается кислородом, из-за чего многие органы и ткани организма испытывают так называемое кислородное голодание, которое значительно усиливает чувство усталости. Именно поэтому так важно дышать полной грудью свежим воздухом, основательно и часто проветривать помещение, почаще гулять на свежем воздухе. Сплошь и рядом этого бывает достаточно, чтобы снять усталость.

Менеджер должен помнить, что после напряженной работы в помещении прогулка по лесу или парку значительно снижает усталость, так как нервные клетки, в изобилии снабжаемые кислородом, работают более энергично. Глубокое, правильное дыхание на свежем воздухе хорошо тонизирует сердце и центральную нервную систему, улучшает кровообращение, способствует восстановлению сил и энергии.

Прекрасным стимулятором для снятия усталости могут служить водные процедуры - плавание, душ, баня. Каждому человеку полезно по возвращении с работы домой обливаться прохладной водой по пояс, а еще лучше - принять душ или ванну, которые придают бодрость, вызывая прилив энергии.

К весьма полезным естественным стимуляторам можно отнести кофе и чай.

Кофе обладает приятными вкусовыми качествами, в нем содержится кофеин - особое вещество, стимулирующее психическую и физическую деятельность организма, повышающее его общий тонус. После одной или двух чашек кофе у человека обычно на несколько часов повышается работоспособность, он испытывает чувство бодрости. Кроме того, кофе повышает кровяное давление, поэтому его можно рекомендовать лицам с пониженным кровяным давлением.

Рекомендуется пить кофе по утрам перед уходом на работу. Это может служить своеобразной зарядкой, подготовкой к работе. Можно выпить кофе и в обед, чтобы снять чувство усталости после работы в первой половине рабочего дня. Натуральный кофе не следует употреблять лицам, страдающим сердцебиением, а также тем, у кого наблюдается высокое кровяное давление.

В отличие от кофе чай может быть рекомендован всем. Выпить утром или в обеденный перерыв крепкого сладкого чая очень полезно. Вместе с тем лица, предрасположенные к сердцебиению, и гипертоники должны воздержаться от употребления крепкого чая. Этим же лицам не следует пить кофе или крепкий чая перед сном, так как это может вызвать бессонницу.

Наряду с физическим здоровьем не менее важно для менеджера и его психическое здоровье.

Как известно, в деловой жизни преуспевают люди, которые умеют управлять своей психикой, эффективно используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Результатом такого умения является наличие у них устойчивого жизненного тонуса, который проявляется в виде доброжелательной манеры общения, сдержанного реагирования на различного рода неприятности и неудачи.

Следует отметить, среди значительной части менеджеров имеет место порок, получивший название работоголизм, то есть погруженность в свою работу до такой степени, что вся остальная жизнь отходит на второй план. Работа так поглощает энергию и эмоции работоголиков, что ни на что иное, кроме работы, у них не хватает ни сил, ни времени.

Такие люди с раздражением относятся к перерывам на отдых, воспринимая это чуть ли не как измену делу, а длительный перерыв вызывает у них физическое недомогание, а иногда и агрессивность. Сплошь и рядом работоголик испытывает значительные психологические и физиологические перегрузки. Наряду с этим часто имеет место нерегулярное питание, кратковременный отдых, не компенсирующий большие затраты сил. Нередко такие люди совершенно бесконтрольно, пользуясь советами случайных знакомых, принимают значительное количество различных таблеток, методично разрушая свое здоровье. Избавление от работогольной зависимости является сложным процессом, который требует высококвалифицированной профессиональной помощи. Для избавления от работоголизма прежде всего следует преодолеть преувеличенные страхи потерпеть неудачу в делах и потерять любимую работу. Далее необходимо попытаться разобраться в особенностях своей психики, обучиться наблюдать за реакцией и эмоциями на определенные события со стороны рассмотренных в настоящем пособии позитивных и негативных людей, знать и практически использовать рациональные методы взаимодействия с такими людьми. Менеджерам надо стараться избегать декларативных, не терпящих возражения высказываний, а также отрицательных эмоций во время проведения совещаний и служебных дискуссий по различным вопросам, проявлять интерес к точкам зрения и идеям своих подчиненных, развивать в себе восприимчивость к конструктивной, не обидной для других критике. Крайне важно развивать отношение к окружающим людям как к равным, научиться избавляться от чувства униженности или превосходства, распознавать в себе ранние признаки и причины враждебности, злости, упаднического настроения и предупреждать развитие этих состояний. Процесс выздоровления от работоголизма обычно весьма длителен, он требует больших личных усилий, а в ряде случаев требуется профессиональная помощь специалистов.

Безусловно, следует уделять внимание собственному здоровью, но не следует доводить это увлечение до фанатизма, так как когда человек слишком демонстративно печется о своем здоровье, он сплошь и рядом может вызвать у людей, окружающих его, подозрение, что со здоровьем у него действительно не все в порядке. Менеджер должен не забывать о том, что здоровье необходимо ему для эффективного выполнения своих профессиональных функций и сложности со здоровьем могут поставить крест на его карьере.

Справедливости ради надо отметить, что иногда встречаются люди, в том числе, очевидно, и менеджеры, которые превращают заботу о собственном здоровье в самоцель. Это часто приносит вред, так как такая чрезмерная забота о собственном здоровье ведет к развитию ипохондрии. Состояние ипохондрии может принять серьезную форму, когда человек вбивает себе в голову, что он «страдает» целым букетом различных болезней, без конца ходит по врачам, принимает очень много различных лекарств, а врачи упорно «не хотят» признавать его больным.

Подводя итог выше перечисленному, следует отметить, что для сохранения собственного здоровья менеджер должен вести здоровый образ жизни, под которым понимается рациональное питание, отказ от курения, весьма умеренное потребление алкоголя, разумное чередование труда и отдыха, оптимизация психологических нагрузок в процессе трудовой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что ни в коем случае не следует делать из здорового образа жизни культ; он должен стать естественной потребностью менеджера.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

1) Дома санитарного просвещения.

2) Центры здоровья.

3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Компоненты здорового образа жизни:

1. Рациональное питание

2. Правильная двигательная активность

3. Сознательный отказ от вредных привычек

4. Психологическое здоровье

5. Здоровая сексуальность

ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

При планомерной, целенаправленной и систематической работе по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ населения можно добиться повышения уровня гигиенических знаний, увеличения медико-социальной активности, стабилизации и снижения показателей заболеваемости и смертности. Так, профилактические компании против табакокурения («Брось курить и выиграй!») снижают его распространенность на 20%, и как следствие, на 5% уменьшается заболеваемость, временная нетрудоспособность и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний.

Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности на 5%, заболеваемость соматическими болезнями на 25%, риск травматизма на 10-15%.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья населения могут быть решены только при системном, комплексном подходе, реализованном в Государственных программах (программно-целевой метод работы).

Но решить проблему ЗОЖ только внешними преобразованиями – социально-экономическими, гигиеническими, техническими, законодательными – невозможно. Проблема ЗОЖ – это проблема и этическая. Внутренним фактором является нравственность человека, его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: - нравственные ориентиры и ценности;

Производственная и экономическая культура;

Культура быта и отдыха;

Рационального использования свободного времени;

Культура потребления;

Культура межличностных отношений;

Нормальный климат в семье;

Сексуальная культура;

Этика семейной жизни.

Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.

IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств.

Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуального воздействия;

2. воздействия на группу лиц;

3. массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:

1. метод устной пропаганды;

2. метод печатной пропаганды;

3. метод изобразительной пропаганды (наглядной);

4. комбинированный метод.

Методы индивидуального воздействия:

1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

Методы воздействия на группу лиц:

1. лекция, доклад;

2. групповая беседа;

3. групповая дискуссия;

4. групповое практическое обучение;

5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.

Методы массовой коммуникации:

1. телевидение (телепередачи);

2. кинофильм;

3. радио (радиопередачи, прямые линии);

4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

5. выставки и музеи.

Средства устной пропаганды:

1. лекции;

2. беседы (групповая, индивидуальная);

3. выступления;

4. вечер вопросов и ответов;

5. дискуссия;

6. викторина;

7. конференция;

8. занятия;

9. инструктаж.

Средства печатной пропаганды:

1. брошюры;

2. листовки;

3. буклеты;

4. бюллетени;

6. журнал;

7. лозунг;

8. стенная газета;

9. методические руководства.

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер соотношение, текст рисунок 1:2.

Средства наглядной агитации:

1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений);

2. марафон здоровья;

3. неделя здоровья (здоровье женщин);

4. ярмарка здоровья;

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Формирование здорового образа жизни населения

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся:
- соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,
к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, - это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения .
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т. п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев , 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек.

Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.


Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством «Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 1 - общая характеристика работы
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 2 - продолжение общей харакетристики работы, основное содержание исследования: конкурентная среда рынка здравоохранения РФ, стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг, факторы конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 3 - продолжение основного содержания исследования
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 4 - публикации
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 5 - продолжение публикаций

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  1. Ежедневно выполнять физические упражнения
  2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  3. Закалять свой организм
  4. Полноценно отдыхать
  5. Быть счастливым.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
  • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
  • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad