Императорские коронации в россии. Обряд средневековой коронации Как все начиналось

Главная / Девизы

Воровская корона

Многих наверное интересует как воры в законе становятся ворами в законе . Не путь их криминальной биографии , а именно сам процесс коронации . Как коронуют воров в законе остается тайной за семью печатями. Даже казалось бы в интернете, где есть все, ничего не найдешь о том, как происходит коронация . Воры в законе умеют хранить свои тайны. И что интересно, нет в интернете даже умников, которые высказали бы свои версии процесса коронации . Это правильно. К тому же что значит вор в законе? И это до конца не понимают простые обыватели.

Беря интервью у известного вора в законе , я тоже задал между прочим этот каверзный вопрос:

Как коронуют воров в законе ? Как происходит процесс коронации ?

Вор в законе как-то надменно ухмыльнулся:

— Думаешь один такой? Все, кто из вашего простого мира, часто хотят узнать процесс коронации . Но это навсегда останется тайной от простых людей. Хоть уркаганов и около 1000 человек, никто из них не болтлив, тем более об этом священном для каждого вора в законе процессе.

— У вас что-то наподобие закона молчания?

— Нет, не в этом дело. Закон молчания это у итальянской мафии , придуманные киношниками и публицистами. Как она там, Омерта? Нет никакого закона. Просто народ мы не болтливый. Зачем каждому знать процесс коронации воров ? Если каждый будет это знать, то и воров у нас станет раз в 10 больше! — смеется.

— Ну хоть немного приоткрыть завесу тайны можно? Есть ли в коронации что-то общее с принятиям у итальянских донов , криминальных авторитетов в свою семью?

— Типа разрезания ладони? Я могу только сказать то, что в последние 10 лет процесс коронации несколько изменился. Несколько упростился. А так, как короновали воров в 30 годы, так до сих пор и коронуют по одному и тому же сценарию. Единственное различие, что раньше только на тюрьме короновали , а сейчас и на воле тоже.

— А сейчас легче получить статус вора в законе ?

— В каком смысле? Есть мандарины, апельсины, коронованные за лавэ (деньги — авт.). Но истинный законник никогда не считает апельсина за вора в законе . Тут сразу же ошибка коронации — за деньги нельзя короновать . Надо, чтобы у человека был авторитет в криминальном мире . Чтобы за ним и бригады шли, и воры уважали. Только из такого может получиться настоящий идейный вор в законе . А апельсины только для простого люда в авторитете ходят. Для идейного вора , такой босяк не законник . Они никогда не имели равные с нами голоса. На сходняки апельсинов не приглашают, если собираются на толковище настоящие воры .

— То есть, коронованные за деньги не имеют того уважения в криминальном мире ?

— Их терпеть не могут! Еще Япончик был против этого.

— А почему бы вам, идейным ворам в законе , не решить на воровском сходняке вопрос насчет апельсинов? Запретить их короновать ?

— Если бы все было так просто. Нет единого смотрящего по ворам в законе . Если бы был такой человек, то можно было бы решать любые вопросы. А так соберутся 5 воров , возьмут у авторитета деньги, а потом и объявляют всем, что этот авторитет отныне вор в законе . Хотя некоторые этого авторитета и в глаза не видели.

— Это получается же не по понятиям?

— Из-за этого и считают таких скороспелых не ворами . Для апельсинов, эта мнимая коронация , подсластить свое самолюбие. Уже на следующий день он козыряет, мол я теперь вор в законе . Но идейному вору , апельсин никогда не будет ничего подобного говорить. Не по понятиям козырять своим криминальным статусом . Настоящий вор такого апельсина сразу подвешает. И никакого спроса от воровского сходняка не будет. Так что, зря простые люди считают таких скороспелок ворами в законе . Этот статус им дали за деньги, правда не сказав о том, что коронация пройдет не по понятиям, с нарушением воровских традиций . Хотя они прекрасно и сами знают об этом.

— А я к примеру, могу купить статус вора в законе ?

Вор Смеется:

— Если только на пару часов. И то, без права выхода в народ. Пару часов почувствуешь себя вором в законе , потом раскоронуем .

— Но ведь апельсинов не раскороновывают ?

— А зачем их раскороновывать, если они коронованны не по воровским правилам? Он не вор в законе .

— Есть несколько авторитетных людей. И за зонами смотрели, и на положении были. У некоторых свои подконтрольные группировки . Авторитет людей высок. Но вот, принять воровскую корону не желают.

— Почему?

— Да потому что обязанностей много появляется к воровскому миру. Там подогреть кого-то надо, там компания освободилась, принять, отогреть, пристроить надо. Они не хотят завязываться напрямую с ворами. Там отвечать придется за каждый малейший проступок перед сходняком . Какие бы ни были сейчас времена, а воровские законы некоторые все-таки еще актуальны.

Церемония коронации русских царей традиционно состояла из нескольких обязательных этапов. Сперва в Успенском соборе происходило возложения императорской короны и знаков царского достоинства. Затем чета шествовала к Архангельскому и Благовещенскому соборам, чтобы поклониться могилам предков, а затем возвращалась во дворец. С Красного крыльца новый царь трижды кланялся народу. Далее уже следовала неофициальная программа с пиршеством в Грановитой палате.

сайт вспоминает подробности, как проходили церемонии у нескольких императоров.

5 апреля 1797 года, коронация Павла I

5 апреля, в день Пасхи в 1797 году в Успенском соборе Московского Кремля проходила коронация Павла I. Это стало настоящим праздником не только для народа, но и для приближенных Павла. Все они получили щедрые подарки: от новых поместий до титулов и орденов. Так, к примеру, брат Екатерины Нелидовой - дамы, которой всячески симпатизировал Павел, - по случаю коронации он стал полковником.

Кроме того, вступая на престол, он издал манифест, отражающийся на жизни миллионов крестьян. Так воскресенье для них объявлялось официально выходным днем, а барщина ограничивалась тремя днями в неделю.

Также в день коронации он огласил в храме «Акт о престолонаследии», который был составлен за 9 лет до этого. Согласно этому документу, царская власть передавалась только по мужской линии. Его сын Александр объявлялся наследником престола, «а по нем все его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было».

«Акт о престолонаследии» Павел положил в ковчег и оставил его в алтаре Успенского собора на вечное хранение.

После коронации Павел вместе с императрицей и двумя сыновьями пробыли в Москве около месяца, а после отправился путешествие по западным областям России. В Петербург царская чета вернулась только 2 июня.

После коронации Павел вместе с императрицей и двумя сыновьями пробыли в Москве около месяца. Фото: Public Domain

3 сентября 1826 года, коронация Николая I

Коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны проходили в Успенском соборе Московского Кремля 3 сентября (22 августа) 1826 года.

Традиционный для русских царей ритуал «венчания на царство», сопровождался чином миропомазания, «в котором сообщалась благодать Святого Духа для укрепления ответственности монархов в выполнении ими высшего служения на земле».

Судить о роскоши церемонии можно по воспоминаниям Анны Дисборо, жены британского посланника в России, которой посчастливилось стать свидетельницей исторического события.

«Невозможно описать то зрелище, которое предстало перед нами снаружи собора. На скамьях, возвышавшихся до головокружительной высоты, были собраны огромные толпы людей; леса вздымались до самого неба, которое, казалось, тоже было запружено народом. Это было необыкновенно красиво», - писала она.

Анна Дисборо отмечала, что в собор были допущены только два высших сословия, остальные же представители знатных родов были вынуждены толпится снаружи.

По случаю торжественных событий город сиял всеми огнями.

«Вечером государственные учреждения и Кремль светились самыми восхитительными иллюминациями; его башни и стены, колокольни и маковки церквей, казалось, были просто сделаны из света, повторявшего изумительно точно все очертания архитектуры. Я в жизни не видела ничего подобного, ни по размаху, ни по исполнению; эти иллюминации были поистине достойны зваться столичными; всё в желтых фонарях, а знаменитая башня Ивана Великого — вся, вплоть до креста, в огнях темных оттенков», - восхищалась жена посла.

Фото: Public Domain

7 сентября 1856 год, коронация Александра II

После смерти Николая I престол перешел к его сыну Александру. В то время шла Крымская война, и наследник принял решение отложить коронацию до момента прекращения боевых действий. В итоге торжества пришлось ждать полтора года. Но через месяц после подписания Парижского мирного договора, в день рождения Александра II, был объявлен манифест о предстоящей церемонии. Коронация была назначена на 7 сентября (26 августа). Именно в этот день в 1812 году произошла Бородинская битва.

За несколько дней до нее, вечером 14 августа император со своей семьей прибыли в Москву на поезде Николаевской железной дороги. Торжественный въезд состоялся 17 августа. Весь город стремился увидеть это красочное зрелище: по Тверской улице двигались всадники в полном вооружении, император ехал верхом на коне в окружении Кавалергардского и лейб-гвардии конного полков. Замыкал шествие кортеж из 40 золоченых карет, в которых следовали члены императорской фамилии.

Такой важный момент в жизни страны стремились запечатлеть придворные художники. В специальных же коронационных изданиях были оставлены описания того дня. В одном из них говорилось: «Как только облекся своею порфирою Император, благоговейно преклонил Он главу, и Святитель, возложив на нее руки, возгласил во всеуслышание трогательную молитву, которая из всех очей исторгла слезы».

В день коронации была объявлена амнистия политическим заключенным - участникам польского восстания 1830-1831 годов, декабристам и петрашевцам. Всего от полицейского надзора освобождались 9 тысяч человек.

М.А. Зичи. Коронация Александра II в Успенском соборе Кремля. Фото: Public Domain

Май 1896, коронация Николая II

Церемония должна была затмить по своему размаху все предыдущие. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства. Из Петербурга привезли более 8000 пудов, из которых золотых и серебряных сервизов до 1500 пудов.

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. В день рождения Николая II - 6 мая - император и императрица прибыли в Москву.

14 мая состоялась сама коронация. «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» - описывал это событие в своем дневнике Николай II.

По его словам, несмотря на волнение, «все окончилось вполне благополучно».

«Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье. Легли спать рано», - так закончил он отчет об этом дне.

В Петербурге же в этот же день, во всех храмах были отслужены литургия и благодарственные молебствия.

Торжественная процессия в Кремле. Слева, в почётном карауле лейб-гвардии Кавалергардского полка - Карл Маннергейм. Фото: Public Domain

Спустя четыре дня были запланированы «народные гуляния» с раздачей «царских гостинцев». Местом народных гуляний было выбрано Ходынское поле. На нём спешно подготовили временные «театры», эстрады, балаганы, лавки. В 20 бараках планировали угощать напитками, в 150 ларьках — раздавать «царские гостинцы».

К 5 утра 30 мая на Ходынском поле скопилось около 500 тысяч человек. Владимир Гиляровский, известный журналист тех лет писал: «Душно было и жарко. Иногда дым от костра прямо окутывал всего. Все, утомлённые ожиданием, усталые, как-то стихли. Слышалась кое-где ругань и злобные окрики: „Куда лезешь! Чего толкаешься!“».

Когда по толпе пронесся слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих» и гостинцев на всех не хватит, началась жуткая давка.

«Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащимися головами. <…>Там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей», - описывал он.

Итогом того страшного дня стала гибель 1389 человек. По официальным данным, 1300 получили тяжёлые увечья, по неофициальным — 4000.

По традиции с IX века французские монархи короновались в Реймсском соборе. Это место было выбрано не случайно - оно связано с легендой о короле франков Хлодвиге, которого крестил епископ Реймса Ремигий. Долгое время правители могли сами выбирать себе место коронации, а церемония не была четко регламентирована и имела много общего с римскими правилами. Только в XIV веке торжественное событие получило отличительные французские особенности.

Первым королем, прошедшим церемонию коронации, был Пипин Короткий, (он же - первый король из династии Каролингов). Раньше франки, как и галлы, выбирали себе вождей и поднимали их на щит, со временем появилась система наследования титулов. Традиция сохранялась довольно долгое время, пока Пипин Короткий не ввел новую церемонию - коронацию. Он понимал, как важен союз с церковью, поэтому сразу после избрания королем попросил святого Бонифация провести церемонию. Короли выбирали себе место коронации сами, чаще всего руководствуясь политическими мотивами. Первым, кто выбрал для коронации Реймс в 816 году, стал Людовик I Благочестивый. Последним же оказался Карл X. Церемонию провели в Реймсском соборе 29 мая 1825 года.

На самом деле с этим городом связана важная для короны и французской церкви легенда. В Реймсе хранится Святая Стеклянница - ампула с чудесным елеем, который по преданию был принесен в клюве голубем, спустившимся с неба в день крещения короля франков Хлодвига епископом Ремигием в 496 году. Этот елей использовали при церемонии коронации, что с одной стороны, являлось отсылкой к древнему королю франков, с другой - символизировало божественное благословение через елей.

Действующие лица

Основных главных участников церемонии было 12 - 6 представителей духовенства и 6 представителей высшего дворянства. Церемонию коронации проводил архиепископ Реймса, которому прислуживали четыре епископа подчиненных Реймсу епархий. Порядок был таков: архиепископ Реймса проводил коронацию и обряд помазания короля, епископ Лана нес Святую Стеклянницу со священным елеем, епископ лангра нес скипетр, епископ Бове подносил табар (короткую накидку средневековых герольдов) и королевскую мантию, епископ Шалона нес королевское кольцо, а епископ Нуайона - королевскую перевязь (широкий пояс из кожи или ткани). После этого по протоколу к действу присоединялся настоятель аббатства Святого Ремигия, хранитель Святой Стеклянницы и настоятель аббатства Сен-Дени, хранители прочих регалий королевской власти.

В протоколе коронации Филиппа V Длинного за 1317 год говорилось о 6 церковных пэрах и 6 светских пэрах. Тогда в роли светских пэров выступали крупные прямые вассалы короны, в Новое время их роль выполняли принцы крови или знатные вельможи. В коронации участвовали: герцог Бургундии - подносил королевскую корону и подпоясывал короля шпагой, герцог Нормандии отвечал за первое геральдическое знамя, герцогу Аквитании доставалось второе знамя, граф Тулузы подносил шпоры, граф Фландрии - королевский меч Жуаез (легендарный меч Карла Великого), граф Шампани подносил боевой штандарт.

Если по какой-то причине кто-то из светских пэров не мог присутствовать на церемонии, например, пэрство было ликвидировано, или феод попадал во владение иностранного правителя, то недостающий пэр замещался самой важной персоной в королевстве после короля. То есть кто-то просто выполнял роль герцога Аквитании или графа Тулузы. Например, на коронации Людовика XV в 1722 году «графом Фландрии» был принц крови Луи де Бурбон. Также на церемонии присутствовали военачальники и публика.

День короля

Распорядок дня короля также был тщательно прописан. Церемония традиционно проводилась в Реймсе в воскресенье или в день большого церковного праздника. Однако подготовка начиналась днем ранее с вечерней молитвы, в которой принимал участие король. Так он готовился к своему будущему служению народу и в ходе богослужения все глубже погружался в размышления о своем долге правителя государства.

Ночь перед коронацией король проводил в резиденции Реймсского архиепископа во дворце То. Наутро духовенство и официальные лица прибывали во дворец, чтобы разбудить короля. Затем наступало время для облачения короля к коронации, в процессе которой прислуживали официальные лица. Затем король выбирал тех, кто будет «заложниками» Святой Стеклянницы, а духовенство приносило клятву вернуть Святую Стеклянницу обратно в аббатство Святого Ремигия после коронации.

Король вступал под своды собора после псалмов Первого молитвенного часа, около 6 часов утра. После появления правителя начиналось чтение молитв и распевание псалмов. Король входил в хоры собора и пелись псалмы Третьего молитвенного часа. В это время к собору подходила процессия монахов аббатства Св. Ремигия, настоятель которого нес ковчежец со Святой Стеклянницей, прикованной цепью к его шее. Четыре монаха в длинных белых одеждах несли шелковый балдахин над головой настоятеля.

По углам этого балдахина располагались «заложники» Стеклянницы, которые сопровождали ее на всем пути из аббатства до кафедрального собора и должны были защищать сосуд даже ценой своей жизни. После прибытия к вратам собора архиепископ Реймса и остальное духовенство торжественно клялись вернуть реликвию в аббатство. Затем процессия входила в собор и следовала к алтарю. Каждый присутствовавший кланялся ей.

Только несколько раз традиция коронации в Реймсе прерывалась. Например, Генрих IV короновался в Шартре, поскольку Реймс тогда был в руках членов католической лиги, боровшейся с гугенотами. Вместо елея из Святой Стеклянницы был использован елей из аббатства Мармутье, который исцелил Св. Мартина Турского.

Клятва

Содержание клятвы короля было весьма расплывчато - он обещал защищать церковь и ее ценности, обеспечивать общественное спокойствие, поддерживать социальный строй, угодный богу, и оставаться гарантом правосудия. Но позднее, со все большей сакрализацией короля, обязательство уважать правосудие отпало, поскольку считалось, что король и так всегда непременно справедлив и беспристрастен.

По сути, монарх обещал следующее: сохранять и защищать канонические привилегии французского духовенства, поддерживать мир и общественное спокойствие, препятствовать несправедливости, совершать акты милосердия и изгонять еретиков. Постепенно короли добавляли что-то новое в клятву, так, Генрих IV обещал защищать рыцарские ордена, а Людовик XVI - надзирать за исполнением эдиктов, запрещающих дуэли.

После клятвы архиепископ спрашивал у присутствующих, одобряют ли они коронуемого наследника. Возможно, это отсылка еще к той традиции франков, когда королей избирали. Затем королю вручали регалии рыцарского достоинства. Королевские рыцарские доспехи находились практически во владении Церкви.

К коронации их доставлял настоятель аббатства Сен-Дени. Главный казначей вручал королю башмаки, герцог Бургундии - золотые шпоры, а архиепископ - меч, в качестве которого с XIII века стали использовать знаменитый Жуайез Карла Великого. После этого наступала церемония помазания.

Помазание

Помазание миром, в которое добавляли частицу священного елея из Святой Стеклянницы, должно было сообщить королю дары Святого Духа. После вручения доспехов тот снимал с себя часть одежды и опускал шелковую блузу так, чтобы были открыты плечи, грудь и руки до локтей. В соборе звучали молитвы за здоровье государя, а после пели молитвенные воззвания, которые виновник торжества слушал на коленях перед алтарем.

На алтарь помещали дискос с миром, архиепископу Реймса передавали Святую Стеклянницу и он добавлял из этого сосуда частичку елея в миро и смешивал их. Большим пальцем руки архиепископ смазывал миром тело короля - макушку головы, центр груди, правое, затем левое плечо, оба локтя, а после того, как король оденется - ладони рук. После этого монарх становился «помазанником божьим».

Передача регалий

Короля облачали в тунику, далматику и королевскую мантию, украшенную геральдическими лилиями. После этого ему передавали королевские регалии. Среди них:

кольцо - знак королевского достоинства, по образу епископов как символ католической веры, это подчеркивало связь короля и Церкви;

скипетр с геральдической лилией, как символ управления королевством;

золотая корона, представлявшая из себя золотой обод с четырьмя опорами, на которых держалась геральдическая лилия;

шпоры, как символ военных обязанностей;

меч, символизирующий защиту Церкви и народа.

После этого король восходил на трон, а каждый из пэров приносил ему клятву верности. Затем двери собора открывали и впускали публику, которая могла увидеть своего правителя.

Затем церемония не заканчивалась, продолжалась литургия, в которой король также принимал участие. Король получал причастие, а после литургии завершалась церковная часть коронации. Далее по протоколу следовал торжественный пир, который по сути являлся продолжением таинства причастия.

Этот обед был ритуальным приемом пищи, в котором монарх олицетворял Иисуса Христа, а 12 церковных и светских пэров, принимавших участие в действе, олицетворяли собой апостолов. За столом не присутствовало женщин, а сами пэры и король были облачены в ту же одежду, что и во время церемонии.

Торжество официально завершалось только возвращением короля в Париж. Оно считалось первым официальным визитом в город. Глава государства въезжал в столицу через врата у аббатства Сен-Дени.

«Священное коронование»: коронация

Коронация была главным торжеством при вступлении на престол и памятной датой, ежегодно затем отмечаемой. Праздник был призван поддержать имидж великой державы. «Торжества данного типа, – пишет историк И. И. Несмеянова, – имели важное политическое, ритуально-символическое, ментальное, эстетическое значение в жизни царствующей фамилии и двора в целом, выражая специфику русской цивилизации с ее греко-византийскими корнями в сочетании с западноевропейскими заимствованиями эпохи петровской модернизации…» Длинное, но достаточно точное и полное определение.

Коронационные торжества объединяли императорскую семью, представителей элиты и различных сословий.

В каждом «Сценарии власти» при общей похожести коронация несла несколько отличающиеся смысловые акценты, которые улавливались современниками. Эти характерные черты отмечает американский исследователь Ричард Уортман.

Вступая на престол, Павел I сделал акцент на законной преемственности власти, а не на пользе или целесообразности. «Церемонии коронации Павла I в апреле 1797 г., – пишет Ричард Уортман, – представили образ и модель власти, которая, по мнению Павла, должна была внести в государство порядок. Если Елизавета и Екатерина сыграли роль освободительниц и благодетельниц, радующих отечество, то Павел явился в Москву как носитель духа порядка и стабильности, воплощение дисциплины, которая должна была выкорчевать "потемкинский дух"» .

Апогеем придворного этикета была коронация в Москве, с которой Павел I поспешил, стремясь как можно быстрее утвердиться в своем новом статусе и памятуя об участи отца . Вопреки мнению американского исследователя Р. Уортмана, считавшего, что официальное описание коронации Павла I не было опубликовано, оно все-таки было издано как «Чин действия, каким образом совершилось коронование Е. И. В. Павла I по церковному чиноположению» (М., 1797). Кроме того, оно воссоздается историками на основании записей в камер-фурьерских журналах и записок современников. О коронационных торжествах в Москве писали часто, так как очень многие были их участниками или хотя бы свидетелями. Можно назвать Е. Ф. Комаровского , А. Н. Корсакова С. Сестренцевича , А. С. Пишчевича и др. Граф Ф. Г. Головкин привел в своих воспоминаниях выдержки из дневника с расписанными по дням различными мероприятиями, отметил появление императора 5 апреля 1797 г. в мундире и высоких сапогах . Страсть к церемониям проявилась в эти дни с особой силой. Павел радовался, как ребенок, даже репетиции церемонии коронации.

Коронование императора Павла 5 (16) апреля 1797 г. завершило формирование обряда «русского чина священного коронования». Начиная с этого дня для священного коронования существовало уже определенное и неизменное «церковное чиноположение». Молебное пение также получило более законченный и стройный вид; в него были включены «приличные случаю» прошения, эктении, тропари, паримии (из Исайи: 49, 13–19; Апостола: Рим. 13, 1-13 и Евангелия Мф., 22, 15–22). С этого коронования регалии неизменно возлагались самим императором, который лишь принимал их из рук первенствующего архиерея .

Новшеством было то, что император дошел почти до Красной площади и остановился у часовни Иверской Божьей матери. Это был прецедент демонстрации религиозных чувств; этому стали следовать при последующих коронациях. Павел I после причащения на алтаре презентировал себя как религиозного лидера империи.

Он надел на себя также долматик – накидку, присвоенную высшему духовенству, которую надевали императоры Священной Римской империи и французские короли. Он хотел стать и духовником императорской семьи, но ему напомнили, что это невозможно для человека, женившегося во второй раз.

Отступлением от ритуала в знаменательный день коронации 5 (16) апреля 1797 г. было и то, что император со ступенек трона прочитал манифест о престолонаследии, утвердивший австрийскую систему перехода престола в мужском поколении по старшинству (женщины допускались только в случае полного отсутствия наследников мужского пола). Наследник Александр Павлович получил титул цесаревича. Впрочем, за участие в Итальянском и Швейцарском походах его брат Константин и любимый сын Павла I (в нарушение первоначального замысла) тоже получил титул цесаревича, который сохранялся за ним до кончины от холеры в Витебске в 1831 г. В день коронации было издан еще один принципиально важный для Павла I указ – «Установление о Российских Императорских орденах» с регламентацией ритуалов и мероприятий благотворительного характера. Ордена, учрежденные при Екатерине II, в нем не назывались (Св. Георгия и Св. Владимира). Потребовалось ходатайство Е. И. Нелидовой, чтобы 14 апреля был принят указ, в котором говорилось: «А орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия остается на прежнем основании, так как и статус его» . Орден Св. Владимира был восстановлен при Александре I.

Коронации последующих императоров: Александра 1 – 15 сентября 1801 г. , Николая 1 – 22 августа 1826 г. , Александра II – 26 августа 1856 г. и Александра III – 15 мая 1883 г. проходили по единому сценарию. Единственное, что не прижилось, – возложение на себя древневизантийского долматика, после которого уже Павлом I надета была порфира. Последующие императоры обходились без этого вызывающего жеста.

«Коронацией Александра, – пишет Р. Уортман, – открылся сценарий доброго и кроткого монарха, который правит своими подданными, непритворно заботясь об их благоденствии» . «Как известно, в семье Александра Павловича называли "ангел", "наш ангел", и "ангельская персона", – как заметил Р. Уортман, – была лейтмотивом александровского сценария». В Москве, где он пробыл сорок дней, Александр Павлович появлялся на улицах среди народа, был доступен, скромен и прост. Поэты сравнивали его с ангел ом-хранителем России и «Августом на престоле». «Сценарий, – как заметил все тот же историк, – допускал демонстрации народного энтузиазма, но не поощрял их. Такой сценарий был возвращением к екатерининскому сценарию взаимной любви, но происходило это не столь явно: не должно было появиться даже намека на то, что власть Александра может основываться на общественном одобрении» .

В дни коронационных торжеств только Елизавете Алексеевне могла показаться смешной похожая на большой фонарь карета и четыре сидящих напротив нее пажа. Александра, едущего верхом впереди, народ встречал шепотом: «наш царь-батюшка», «наше красное солнышко», люди падали на колени, целовали его сапоги и круп коня. Александр I не стал возлагать на себя поверх мантии долматик. Более того, он не воспользовался древней привилегией царей самому причащаться хлебом и вином, без посредничества отправляющего службу священника. Он смиренно принял чашу со Святыми Дарами из рук митрополита. Он предстал покорным сыном церкви и покорил сердца присутствующих. Балы продолжались неделю, и дамы разорялись на туалетах, кружась в танцах вокруг своего двадцатитрехлетнего «порфироносного ангела». Через три месяца ему исполнится 24 года.

Коронация Николая I, отложенная из-за кончины императрицы Елизаветы Алексеевны, была вновь назначена манифестом от 2 августа на 22 августа 1826 г. Манифест имел длинное название: «О совершении священного коронования Его Императорского Величества и о дарованных по сему случаю милостях и облегчениях разным состояниям». Милостей было не столь уж много. Пожизненная каторга декабристам, осужденным по первому разряду (31 человек), заменена на двадцатилетнюю. «Военным людям, крестьянам и прочим обывателям, кроме евреев, отлучившимся за границу» объявлялось «прощение в течение года» и т. п.

О предстоящей коронации герольды возвестили по всей Москве. К предстоящей коронации прибыли чрезвычайные представители иностранных держав. Среди них были: брат императрицы Александры Федоровны принц Карл Прусский, чрезвычайный посол Карла X маршал Мармон, герцог Рагузский, Англии – герцог Девонширский, Швеции (и Норвегии) – граф Стединг (Штединг), представители сардинского короля, Римского папы и т. д.

Помимо организации похорон Александра I, Елизаветы Алексеевны Николай I провел еще одну церемонию. На 14 июля 1826 г. был назначен «День принесения Всевышнему благодарения в воспоминание происшествия 14-го декабря 1825 года и совершенного окончания дела о злоумышленниках». «Искупительное богослужение за успокоение душ тех, которые погибли в день 14 декабря» прошли на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, в Москве и по всей России. В Москве для коронационных торжеств были сооружены среди прочих декораций триумфальные ворота с надписью: «Успокоителю Отечества Николаю Первому».

16 июля 1826 г. состоялся отъезд Николая I и Александры Федоровны из Царского Села в Москву. После пребывания в Петровском дворце в воскресенье, 25 июля (6 августа), состоялся торжественный въезд Николая I в Москву. В Москве Николай I направился в Чудов монастырь, затем – в Кремль.

Находившийся в составе французской делегации писатель Франсуа Ансело записал: «Направляясь в Кремль, он проехал по самым оживленным кварталам города, и это торжественное шествие под звон колоколов, залпы артиллерийского салюта и возгласы ликующей толпы было достаточно похожим на торжества, свидетелями которых мы столь часто были во Франции… Император ехал верхом, а рядом с ним в карете, вместе со своей матерью-императрицей, великий князь, юный наследник престола, в военном мундире» . Сама церемония коронации достаточно известна. Она была описана в «Отечественных записках» П. П. Свиньиным и другими современниками. Новые документы были опубликованы в сборнике «Император Николай I: Личность и эпоха» (СПб., 2007).

У Архангельского собора императорская чета была встречена на паперти служившим в том соборе епископом Кириллом «со Крестом и святою водою».

Императорская чета приложилась к кресту. В храме протодиакон провозгласил многолетие, и певчие троекратно пели «многия лета». Тем же порядком процессия направилась в Благовещенский собор, где ее встречал калужский епископ Григорием со Крестом и Св. водою. Отсюда шествие возвратилось во внутренние апартаменты Кремлевского дворца и на последней ступени Красного Крыльца Порфироносный Царь остановился и, обратился с поклоном к собравшимся. Это было новшеством, которого до этого не было, но которое затем стало традицией, троекратный поклон на Красном крыльце народу. Троекратный поклон был призван продемонстрировать связь династии с народом. Активное включение народа в различные официальные церемонии, в том числе связанные с жизнью императорской семьи, стали характерной чертой николаевского царствования.

Торжественный обед был по традиции приготовлен в Грановитой палате. Предоставим слово П. П. Свиньину: «…Вступил на трон к приуготовленному на оном для их императорских величеств столу, имея государыню императрицу Марию Федоровну с правой, а государыню императрицу Александру Федоровну с левой стороны… Во время обеда за креслами их императорских величеств стояли первейшие чины двора и ассистенты их величеств, а насупротив форшнейдер, гофмейстер Ласунский, по сторонам же трона четыре кавалергардских офицера и у подножия два герольда.

Прочие столы для первенствующего духовенства и особ первых двух классов обоего пола расположены были почти полукружием от оркестра до средины столпа или буфета, украшенного древнею золотою и серебряною посудою.

Перед благословением трапезы преосвященным митрополитом Серафимом поднесены были на золотых тарелках министром финансов государыням императрицам золотые медали, выбитые на случай высочайшего коронования и потом розданы оныя Московским Берг-Инспектором Макеровским прочим обоего пола особам, находившимся в Грановитой палате, а их императорским высочествам, для коих обеденный стол, по старинному русскому обыкновению, приуготовлен был в тайнике, отнесены были чиновниками их двора. Вслед за сим государь император, следуя также древнему обычаю, изволил попросить пить. Сие было знаком присутствующим особам сесть на места свои, отдав поклон Его Величеству, а дипломатическому корпусу, занимавшему пространство возле окон по левую сторону трона, поклониться в знак поздравления и оставить палату; причем государь император, встав с своего трона, изволил ответствовать им тремя поклонами» .

Следует пояснить три момента. В Грановитой палате гостей ожидали золотые медали, расположенные на трех серебряных блюдах, поставленных на стол с правой стороны столов. Всего было выбито золотых медалей 1-го разбора (в пятьдесят червонцев) 80, 2-го – 180, 3-го – 450; серебряных: 1-го разбора – 375,2-го – 375,3-го – 1500. Общая стоимость медалей составила 600 тысяч руб. На медали этой с одной стороны профильное изображение императора Николая Павловича, а с другой – эмблема закона с надписью: «Залог блаженства всех и каждого».

Тайником называется верхняя палата, у которой окна были обращены внутрь Грановитой палаты. Отсюда в древние времена царицы и царевны могли тайком смотреть представления иностранных послов и другие церемонии в Грановитой палате. По той же старой традиции чужестранцы не имели права обедать с императором. Они удалялись, когда царь «просил пить». В других случаях только Петр I ввел совместные трапезы с иностранцами. По распоряжению верховного церемониймейстера графа Потоцкого «обильный завтрак для господ чужестранцев» был накрыт в Золотой палате.

Великая княжна Ольга Николаевна, которой было в то время несколько лет, запомнила не многое: «Я была слишком мала, чтобы присутствовать на коронации Родителей в соборе, и могла видеть только отблеск пышного торжества в Грановитой палате, где их величества сидели на тронах и обслуживались высшими сановниками, в то время как остальные гости и члены дипломатического корпуса стояли и, принеся свои поздравления, пятились с бокалами шампанского в руках. Вокруг нас – необычного вида женщины в восточных одеяниях: татарки, черкешенки, жительницы киргизских степей (имеются в виду казахи. – А. В.)…»

Три вечера подряд город был иллюминирован, празднества закончились 23 сентября фейерверком, заключительный букет которого состоял из 140 тысяч ракет и сопровождался грохотом 100 пушек. Франсуа Ансело, после легкого ворчания («во Франции лучше»), записал: «Как бы там ни было, огненные гирлянды, пылающие шифры и сияющие вывески на домах являли собой восхитительное зрелище, но прекраснее всего был сияющий огнями Кремль. Плошки повторяли контуры его зубчатых стен, причудливые очертания дворца и купола церквей. Колокольня Иван Великий , украшенная стеклами искусно подобранных цветов, высилась на фоне темного неба подобно башне волшебного замка, в окна которого каприз чародейки вставил рубины, сапфиры и изумруды. Множество народа собралось в Китай-городе полюбоваться этим великолепным зрелищем… Без многочисленных жертв не обошлось… На следующий день в Москве говорили, что за вечер было задавлено крестьян на две или три тысячи рублей, и искренне жалели их владельцев» .

Франсуа Ансело живописал и народное празднество на Девичьем поле, то, что не могло попасть на страницы русской периодики или в официальные описания коронации: «На этом обширном лугу было возведено множество изящных павильонов из еловых досок, покрытых разноцветными тентами. Это были легкие беседки, греческие храмы, восточные шатры, колоннады, открытые галереи, замки и фонтаны. Накрытые длинные столы отличались невероятным обилием всевозможных блюд и возбуждали алчность толпы, которая, удерживаемая веревочной оградой, с нетерпением ждала момента, чтобы наброситься на приготовленные для нее яства. Наконец появился император на коне и императорская фамилия в экипаже; они дважды объехали поле. Как только они заняли места в предназначенном для них павильоне и царь произнес: "Дети мои, все это для вас!" – двести тысяч человек ринулись к столам. Меньше чем за минуту они заполнили все палатки. Все, что можно было съесть или унести, было расхватано, разодрано и поглощено с невообразимой стремительностью. После этого они набросились на фонтаны, извергавшие потоки вина, и все, кто мог дотянуться до них, напились вина так, что полностью утратили человеческий облик. Тем не менее плясуны на канатах и наездники собрали немало любопытных, в то время как на другом конце поля наполнялся газом огромный шар, который должен был подняться в воздух. Однако, едва оторвавшись от земли, он лопнул, и то удовольствие, какое предвкушали зрители, исчезло в густом черном дыму… Поняв слова императора "все это для вас" буквально, толпа стала карабкаться на возведенные для благородной публики павильоны и амфитеатры со стульями и креслами, предоставленными городскими властями. Еще не вся публика успела покинуть эти хрупкие строения, как чернь начала овладевать банкетками и стульями и срывать драпировку и украшения, невзирая на вмешательство гвардии и полицейских, которые с самого утра, орудуя кнутами, могли оказывать лишь слабое противодействие. Не довольствуясь мебелью, народ, чья алчность разжигалась опьянением, стал крушить помосты, раздирая их на части и вырывая друг у друга доски, когда прибыл возвещенный о беспорядках обер-полицмейстер генерал-майор Д. И. Шульгин (московский обер-полицмейстер в 1825–1830 гг. – А. В.) во главе эскадрона казаков. Однако все их старания и жестокие наказания грабителей по-прежнему не приносили успеха. Тогда генерал призвал пожарных, располагавшихся на краю поля, и вскоре, преследуемые казаками и опрокидываемые струями воды, разбойники отступили» .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Священное и мирское автора Элиаде Мирча

Глава II. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ 2.1. Мирское течение времени и Священное время Равно как и пространство, Время для религиозного человека не однородно и не беспрерывно. Есть периоды Священного Времени. Это время праздников (большинство из которых повторяется с определенной

Из книги Погоня за призраком: Опыт режиссерского анализа трагедии Шекспира "Гамлет" автора Попов Петр Г

2.1. Мирское течение времени и Священное время Равно как и пространство, Время для религиозного человека не однородно и не беспрерывно. Есть периоды Священного Времени. Это время праздников (большинство из которых повторяется с определенной периодичностью). С другой

Из книги Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря автора Каммингс Вайолет М

4.10. Священное и мирское в современном мире Мы подробно рассмотрели посвящение и обряды перехода, однако не следует полагать, что мы полностью исчерпали эту тему; напротив, мы отчетливо сознаем, что смогли осветить здесь лишь некоторые наиболее существенные ее аспекты. И

Из книги Священные основы Нации автора Карабанов Владислав

Свадьба или коронация? Что же за церемония происходит в Эльсиноре? Кажется, Шекспир в одной сцене объединил несколько государственных акций.Появляются официальные лица. Приветствуют царственную фамилию. Ждут... Речь Клавдия:–...С тем и решили мы в супруги взять Сестру и

Из книги Истина мифа автора Хюбнер Курт

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Тайны богов и религий автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги автора

1. Священное и профанное время Грек мифической эпохи живет не только в таких циклических отношениях времени, которые характеризуют архе, но как смертный, он знает также и то время, которое является необратимым и течет из прошлого в будущее так, что прошедшие события уже не

Из книги автора

1. Теменос как священное место. Мифический ландшафт В узком смысле слова "теменос" - это район храма. В слове "теменос" есть корень "тем" - "резать". Впрочем, такой же корень имеет латинское слово "templum" (храм). Итак, речь идет об определенном, выделенном границами и священном

Из книги автора

3. Священное и профанное пространство Теменосы - строительные элементы космоса. Они представляют собой не просто элементы пространства, в которых содержится нечто, что позволяет им иметь любое меняющееся содержание, они организованы при посредстве этого содержания и

Из книги автора

Коронация Перед коронацией Петр провел несколько дней в Троицкой лавре, где говел, как было заведено обычаем перед священным делом.24 февраля состоялась коронация Петра. Восемь дней Москва праздновала. Весь день звенели колокола, по вечерам были фейерверки. В Кремле и в

Из книги автора

Коронация Екатерина II венчалась на царство 22 сентября 1762 г. в Москве в Успенском соборе. На коронацию было выделено 50 тысяч рублей и, кроме того, гардеробмейстеру 20 тысяч. Самой дорогой достопримечательностью стала корона, украшенная 58 крупными и 4878 мелкими бриллиантами и

Из книги автора

Коронация Смерть императрицы помешала подписать готовый указ о лишении Павла престола и назначении наследником Александра, и после смерти матери-императрицы Павел, не теряя ни одной минуты, приказал приготовить все к присяге. В придворной церкви прочитали манифест о

Шеогорат хочет, чтобы мы возглавили один из Домов, свергнув Сил или Тейдона. Чтобы более подробно узнать о Ритуале Коронации, следует поговорить со жрецами в часовне.

Верховный жрец Мании Дервенин объяснит, что уходящий правитель Мании должен умереть от разрыва сердца при передозировке фелльдю. Преемник приносит собранную кровь в Часовню Арден-Сула на Алтарь.

У Арктуса, верховного жрецы Деменции, же можно узнать о ритуале коронации Деменции. Для этого нужно вырезать сердце нынешнего герцога и возложить его на Алтарь в Часовне в Часовню.

Ритуал Мании

Верховный жрец Мании посоветует для начала поговорить с аргонианкой Широкоглазой, управляющей Тейдона. Найти ее можно в окрестностях Дворца.

Ширкоглазая расскажет о распорядке дня Тейдона и проговорится, что в полдень ей предстоит выполнить очень важное поручение. В полдень осторожно крадемся за Широкоглазой, которая выйдет из Дворца и направится в тупик с бюстом Шеогората. Оказывается, бюст - это своеобразный замок, открывающий потайную дверь, ведущую в подземелье, где хранится феллдью. Спускайтесь за аргонианкой, но старайтесь не попадаться на глаза золотым святым.

Широкоглазая окажется в хранилище с большой горой зеленой пыльцы. Осторожно, возьмите себе две порции пыльцы и незаметно удаляйтесь из подземельяю. Теперь нужно также незаметно попасть на кухню, где повар Гундлар подсыпает Тейдону в пищу пыльцу. Ваша задача увеличить дозу до смертельной. Одну порцию нужно подсыпать в еду, вторую смешать с вином, в буфете стоит большая бутылка После этого незаметно покидаем помещение.

В восемь часов вечера заходите в тронный зал Дома Мании. Можете даже сесть за стол. Тейдон, отужинав, начнет читать стихи и, запнувшись, схватится за грудь и рухнет замертво. Соберите отравленную кровь Тейдона и оправляйтесь в Часовню Арден-Сула. Выливайте кровь на алтарь и принимаем поздравления в качестве герцога Мании. Не успеете вы поговорить с Шеогоратом, как в Часовню ворвется возмущенная Сил с угрозами, которая заявит, что переходит на сторону Принца Порядка.

Примечания: Став герцогом Мании, помимо титула, вы получите Кольцо Власти, повышающее обаяния, сопротивление болезням и навык щита, а также способность вызывать золотых святых.

Ритуал Деменции

Если вы решите стать герцогом Деменции, верховный жрец Арктус посоветует поговорить с приближёнными Сил, Китланом и Аней Херрик. Если отношение к вам Ани Херрик выше 60, она обещает помочь вам и отвлечь стражу, Китлан, в свою очередь, даст ключ от всех дверей Домом Деменции. Теперь следует незаметно пробраться в покои Сил и покончить с ней.

Зайдя в спальни герцогини, вы увидите ее спящей на кровати. Однако, это не герцогиня, а чучело. Судя по всему, Сил что-то почувствовала и скрылась. Китлан подтвердит, что это одна из уловок Сил, и подскажет, что герцогиня,скорее всего, сбежала через секретный ход в саду.

Направляемся к бюсту Шеогората, который находится правее входа в герцогские покои, и по секретном проходу спускаемся в подземелье.

Подземные руины полны ловушек, стреляющих заклинанием поглощения здоровья, и враждебных темных соблазнителей. Оказавшись в помещении со сваленными в кучу столами, слева ищите кнопку, которая открывает проход в стене. В глубине подземелья, за очередной дверью, сталкиваемся с Сил, вооруженной молотом и экипированной в доспехи. Расправившись с герцогиней, не забудьте вырезать ее сердце герцогини и возвращайтесь во Дворец

Вернувшись в Часовню Арден-Сула, положите сердце Сил на алтарь и принимайте поздравления как новый правитель Деменции. Во время разговора с Шеогоратом, вбежит возмущённый Тейдон, который заявит, что собирается перейти на сторону Джиггалага.

Примечания: Пройдя Ритуал Деменции, вы, кроме титула, получите Кольцо Власти, повышающее выносливость, сопротивление ядам и заклинание хамелеон, а также способность вызывать тёмного соблазнителя.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad