Почему рождество празднуют 7 января и 25. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления

Главная / Девизы

Сегодня, 25 декабря 2014, западный христианский мир празднует Рождество Христово. В России этот праздник официально закреплен за 7 января и является выходным днем. Почему такой большой разрыв?

Думаю тебе доводилось слышать, что это из за отказа Православной Церкви переходить на «общемировой» календарь. Для некоторых это повод повысмеивать, в очередной раз задрать нос и гордо распустить свой петушиный хвостик.

Календарь, вещь настолько привычная и само-собой разумеющаяся, что почти никто даже не думает, как может быть иначе. В году 365 дней, а в каждом четвертом 366. Это все знают.

А знаешь ли ты, что всё вовсе не так?

Расхождение в 11 минут

В школах учат, что полный оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней и 6 часов. Путем элементарных математических действий получаем, что если бы год длился 365 дней, каждые 4 года календарь отставал бы на целые сутки. Вот потому, мол, и понадобились високосные года. Те самые сутки как раз добавляют к февралю (ибо самый короткий), и все довольны.

На самом деле, астрономический год (тот самый полный оборот) длится 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Таким образом, каждый год часики убегают на 11 минут вперед. Длительность года не делится на длительность суток без целого остатка. Там такая дробь… Потому все календари имеют недостатки. Вопрос лишь в степени выраженности.

Юлианский календарь

Вообще систему, при которой год равен 365 дням и 6 часам ввел Юлий Цезарь в 46 году до н.э. Это и есть привычные нам 3 года по 365 и один (високосный) 366 дней. И хотя сам принцип, двенадцать месяцев и измерение года по обороту вокруг солнца, взят у египтян, подобный календарь оказался настолько удобным, что римляне назвали его юлианским. Более того, даже переименовали месяц Квинтилис (когда родился император) в Юлиус (Июль).

А удобным он оказался потому, что до этого, римляне и греки, считали годы по лунным циклам.

Через год Цезаря зарезали другие благодарные римляне. Жрецы, непонятно с чего, стали объявлять високосным каждый третий год, и так до самого 9 года до н.р. В итоге, часики убежали вперед на несколько суток, что как бы не разу не здорово.

Разрулил начавшийся бардак император Октивиан Август. Он отменил високосные годы на следующие 16 лет. За это, и не только, римляне переименовали месяц Секстилис в Август. И это здорово, я считаю. А то название какое-то, скажем так, 18+. Особенно, если учитывать общую заголённость населения в этот летний месяц.

Григорианский календарь

Юлианский календарь был хорош, но эти 11 минут, о которых писал выше, он не учитывал. Ясное дело, что рано или поздно нашелся тот, кто их таки-учёл. Этим человеком стал Григорий Тринадцатый, глава Католической Церкви, в 1582 году.

По его календарю, годы кратные четырем объявляются високосными, кроме лет кратных числу 100. Годы кратные ста могут быть високосными лишь тогда, когда кратны цифре 400.

Тоже просто, понятно и гораздо точнее.

Однако, григорианский календарь не принял Собор Восточных Патриархов в 1583 году. А всё потому, что в некоторые годы Пасха иудейская получалась позже Пасхи христианской (Светлое Христово Воскресение), что противоречит не только хронологии, но и канонам Вселенских Соборов. Вообще, дата вычисления дня пасхи это отдельная история, достойная как минимум хорошего поста.

Русь

На Руси юлианский календарь приняли в 988 году вместе с христианством. До этого год вычисляли по сезонам и лунно-солнечному календарю.

Правда, год тогда начинался 1 марта, а не 1 сентября, как в Византии. Ну традиция у нас такая, начинать год по весне. Была.

20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о новом летоисчислении, которое велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января).

Если взять летоисчисление того времени, получится, что указ издан в 7208 году. Представляю сколько недовольных было, но устаканилось.

Шли годы, цари сменяли один другого, революция грянула, и вот, новые власти, добрались до календаря. Оказалось, что юлианский отстал от григорианского на 13 дней. Да и очень хотелось подгадить церкви. В общем, григорианский календарь ввели в приказном порядке, а даты пересчитали на так называемый «новый стиль».

С тех пор, расхождение между датами закрепилось. Получается, что Рождество празднуют 25 декабря все христиане. Просто календари разные. Весь мир сейчас живет по григорианскому, а Православная Церковь празднует главные праздники по юлианскому. В 2101 году «Православное Рождество» передвинется на 8 января.

Стоп! Не понял! Что не так с датами!?

Возможно, тебе покажется странным, что Рождество празднуют 25 декабря, хотя начало года считают от дня рождения Христа. Вроде выходит, что либо нужно праздновать 1 января, либо год начинать с 25 декабря.

На самом деле все просто. В Иудее ребенка считали официально рожденным только после того, как принесут в храм (для обрезания).

Потому, год празднуем с момента официального рождения (1 января), а Рождество, с фактического 25 декабря.

Наше время

Если думаешь, что на этом «приключения календаря» закончились, то это вовсе не так. На данный момент есть множество предложений по реформированию календаря. Из них, как минимум два, потрясают своей новизной, а одно просто хочет вернуть юлианский календарь обратно.

Последнее понятно, особенно православным, ведь благодаря расхождению в датах, на 1 января приходится пост, когда рекомендуется воздержание от алкоголя и прочих излишеств. Не потому-ли большевики так быстро перешли на григорианский календарь?

Два других предлагают очередное усовершенствование. Что ни говори, но и у современного календаря есть свои недостатки. Например: месяцы разной длины, или первые пол-года длиннее последних на несколько дней, что мешает плохим экономистам.

Первый вариант предложил философ О. Конт. Там предлагается ввести год из 13 месяцев и т.д. Учитывая трепетное отношение запада к числу 13, дальше можно не читать.

Второй, предложил астроном Г.Армелин (тоже из франции). Тут в году остается 12 месяцев. Год и каждый квартал начинаются с воскресения, а заканчиваются субботой. Первый месяц каждого квартала имеет 31 день, остальные 30. После 30 декабря добавляется дополнительный день недели — «никакой». В високосный год, подобный день добавляется еще и после 30 июня. Хм…, а не из фильма «31 июня» взял идею?

Не смотря на то, что этот вариант одобрили Франция, Индия и СССР, я — против. Думаю, христиане — тоже. Ведь сказано 6 дней делать свои дела, а седьмой посвятить Богу. На данный момент, это происходит хотя-бы номинально, за счет названия дней недели и соблюдения семидневного цикла. Если ввести армелинский календарь, церковь его точно не примет, и воскресные богослужения начнут проходить по будням, что сделает только хуже. И кто от этого выиграет?

Христианам это принципиально. Остальным — пофигу, а раз так, то путь остается как есть. Пользы больше.

Рождество Христово

За окном легкий морозец, солнце и пушистый снег. С Рождеством вас.

Все христиане (да и люди в целом) — братья и сестры, а значит буду праздновать и с тем, кто это делает сегодня, и с теми, кто будет отмечать 7 января.

Такой важный праздник не грех и повторить. Хотя бы для того, чтобы помнить.


Рождество Христово - один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, - 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства - установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли - кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока - золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже - одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной - во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому - юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

П.С. Учитывая, немало споров в Грузии, связанных с датой празднования Рождества, решил опубликовать, написанный достаточно простым языком, текст на сайте ""Спутник Грузия" - когда, что и почему, по поводу Рождества Христова.

Меня искренне удивляет, как с пеной у рта немалая часть мишистов и либералов, ненавидят почти все, что связано с православием и объясняют свою ненависть борьбой с империей зла. А так, слабо, просто оголиться и сказать, что дело не в империи зла, а в том, что я просто не верую и презираю православие? Так, видимо, слабо.... Да и тогда как на выборах проценты набирать?

Некоторые мишисты прямо выкрикивают перед каждым Рождеством, что если будем отмечать 25-го, то, тогда все.. перережем пуповину с Россией, и станем членами евросемьи... И знаете, кажется, к болтовне этой настолько привыкли, что грузинское большинство, в массе своей, уже и не считает нужным относиться к подобному словоблудию, всерьез. Ну, говорят и говорят, а когда они молчали?

Что я могу сказать? От того, когда ты празднуешь Рождество, на мой взгляд, ориентация абсолютно поменяться не может. То есть, от перемены мест слогаемых - сумма совершенно не меняется...

Это просто полюции болтушек, абсолютно далеких от веры и стермящихся постоянно выкрикнуть что-то против...

Господи, у нас, вроде, демократия... можно отмечать и 25 и 7 и вообще не отмечать и игнорировать.. А может, Мишу назначить Патриархом, чтобы он все исправил за последние.... веков, за пару дней, уверен, справится, и... станем, как эльфы и будем хихикать над тем, что столько веков топтались на месте?

Известно, что Рождество в России и Европе отмечается в разные даты, несмотря на единый календарь и летоисчисление. В России праздник отмечают 7 января, в Европе – 25 декабря. Чем обусловлено такое расхождение?

Истоки

В Древнем Риме 1 марта ознаменовывало начало года, однако, когда Гай Юлий Цезарь видоизменил календарь, точкой отсчета новых лет стал самый короткий день в году — 22 декабря.

Общеизвестно, что римляне почитали пантеон богов, где день зимнего солнцестояния являлся символом победы Сатурна (прим. Бог земли и посевов) над зимой.

В начале 4-го в. Христианская церковь взяла верх на территории Рима и неугодный праздник с языческими корнями было принято упразднить. Так, праздник Сатурна был заменен в 10-м в. датой рождения Христа.

Разность церковного летосчисления

На сегодняшний день различие дат Рождества можно объяснить тем, что православная церковь ориентируется на календарь, введенный Юлием Цезарем, а католические – на Григорианский.

Россия в начале 20-го века ввела в обиход календарь, принятый западным миром, однако церковная традиция осталась неизменной.

Основные факты

  • Оба календаря имеют одинаковое количество дней;
  • Високосный год наступает в обоих календарях через разные отрезки времени;
  • Согласно Юлианскому календарю високосный год наступает каждые три года, в то время, как по Григорианскому – каждые четыре года.

Итак, разница в праздновании дат Рождества можно объяснить сугубо историческими причинами. В ходе развития цивилизаций, их упадка и становления новых обычаев, новой веры, а с нею и смены летоисчисления сместились и числа праздника Рождества Христова.

В силу вышеизложенных причин, западный католический мир встречает его 24 декабря, а православная церковь – 7 января.

Вопрос читателя:

Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества . У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье “История одного дня рождения”, опубликованной в журнале Фома №6 2004 г, что “для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.” И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?

Галина

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Галина!
Благодарю Вас за Ваш вопрос.

Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, “… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, – и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают” ( [Электронный ресурс]).

Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.

Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви (См. подр.: [ Электронный ресурс] ).

Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган – Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (См. подр.: [Электронный ресурс]).

Ответ на самом деле достаточно прост: это не две разных даты Рождества, а одна и та же, но согласно разным календарям. Запутались? Ничего страшного, сейчас дадим справку!

До 16 века использовался юлианский календарь, который ввели еще при императоре Юлии Цезаре. За столетия пользования накопилась ошибка между реальными астрономическими и природными явлениями и самим календарем. Это приводило к неправильным расчетам празднования главного христианского праздника - Пасхи, и некоторых других, которые не имели фиксированной даты в календаре. Это вынудило главу Римской католической церкви - папу Григория XIII инициировать реформу. Расчеты показали, что на то время юлианский календарь отстал на 10 дней. В новом календаре некоторые високосные годы опускались - если даты с двумя нулями на конце не делились без остатка на 400, например 1700, 1800, 1900 - то они високосными не являются, а вот 1600, 2000 - високосные. В честь папы новоизобретенный календарь был назван григорианским.

Россия довольно поздно, только в 20 веке, перешла на григорианское летосчисление, а Русская православная Церковь так и вовсе не перешла, и отмечает все праздники согласно юлианскому календарю. Разница между календарями в 21 веке составляет 13 дней, а в следующем веке будет и вовсе 14 дней. Согласно юлианскому календарю Рождество также празднуют 25 декабря, но так как весь мир, в том числе и Россия живут по григорианскому, приходится эта дата на 7 января по современному (новому) стилю.

Кстати, оттуда же российское празднование Старого Нового года - согласно юлианскому календарю новый год наступает с 13 на 14 января.

Григорианский календарь оказался более точным, чем юлианский - ошибка в три дня в нем накапливается за 10 000 лет.

Говорят еще "старый стиль" и "новый стиль". Григорианский, современный календарь, который мы все с вами используем - это и есть по "новому стилю". Юлианский, устаревший календарь, по которому Рождество празднуют 7 января - это называется по "старому стилю".

Еще один вопрос, который может заинтересовать вас, касается самой даты: почему Рождество празднуют именно 25 декабря? Дело в том, что в конце декабря древние римляне праздновали «сатурналии» в честь одного из великих богов римского пантеона - Сатурна, а также "Непобедимого Солнца" (Sol Invictus). Последний праздник приходился ровно на 25 декабря - ввиду удлинения светового дня. Привязанность к этим празднествам оказалась столь крепкой, что даже с утверждением христианства в качестве государственной религии, было трудно отучить подданных империи от давней языческой привычки. И церковные лидеры решили перенести на 25 декабря один из ближайших, давно празднуемых церковных праздников, отмечавшегося 6 января - в одних церквях как Рождество Христа, в других как Богоявление (Крещение Господне). Впоследствии, 6 января так и осталось для всей Церкви днем Богоявления и по юлианскому календарю празднуется, например, 19 января. Только в Армянской Апостольской Церкви 6 января остается одновременно и днем Рождества, и днем Богоявления, как это и было в древней Церкви до 4 века.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad