История Елочки.Почему на новый год принято наряжать ёлку. Почему на Новый Год наряжают елку: разбираемся в истоках новогодней традиции Новогодние приметы и суеверия

Главная / Сценарии

Новый год наступит вот уже через 12 дней, а атмосфера праздника царит уже повсюду: улицы города, магазины и, конечно, квартиры вартовчан. Резные снежинки, гирлянды, блестящие шары, свечи… Каких только украшений нет! Но главным из года в год остается одно – праздничная елка. Это дерево, пожалуй, у каждого ассоциируется именно с празднованием Нового года. А вот почему так сложилось и знают ли жители Нижневартовска историю этой традиции мы решили выяснить в преддверии праздника.

В нашем опросе , на тему установки дома елки, хоть и приняли участие всего 169 человек, тем не менее, больше половины ответили, что уже поставили и украсили дома хвойное дерево. Ну, или его искусственную версию. Согласно результатам, жители Нижневартовске предпочитают ставить дома именно неживые подобии елок. Таких оказалось 105 человек. Всего 23 респондента отдали предпочтение настоящей ели. Некоторые решили ограничиться еловыми ветками.

Журналист портала NV86.ru также лично опросил нескольких людей на тему того, почему на Новый год принято ставить и украшать елку. Ответы оказались разными, но по-своему интересными:

«Ставят, наверное, потому что это единственное дерево, которое остается зеленым круглый год»;

«Мне кажется это связано с какими-то святыми или богами. Может, чтобы задобрить их и тогда в наступившем году все будет хорошо»;

«Новый год – семейный праздник. Мне кажется добыть елку, установить ее и украсить – задачка не для одного. Сами подумайте – принимают участие все. Как правило, отец покупает и приносит елку домой, дети могут своими руками сделать игрушки, а мама их красиво развесить. В этом и смысл. Объединиться, а потом наслаждаться плодами своего труда»;

«Елка растет в лесу. Там чистый воздух. Своими иголочками елка очищает и даже освящает дома и квартиры живущих в них людей. Тем более, в такое волшебное время на стыке годов, когда подводятся итоги и закладываются планы на следующий год»;

«Традиция ставить елку пошла из Германии или Норвегии. В Россию ее привез Петр первый».


Говоря о том, как традиция складывалась исторически, последний вариант оказался ближе всего. Древние германцы считали, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь.

В Россию обычай украшать ель привез Петр I. Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако традиция не прижилась и возобновилась лишь в 1818 году благодаря княгине Александре Федоровне, жене царя Николая I. С конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары, но нельзя сказать, что именно с тех пор традиция крепко закрепилась. В советское время в связи с началом гонений на православие под запрет попала и новогодняя елка, так как она «напоминала» о религии и Рождестве.

Затем лишь в 1935 году в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года.

Сегодня уже сложно представить себе Новый год без елки. Для большинства это традиция родом из детства, которая основательно закрепилась в сознании. Кстати,

Во многих странах мира на Рождество и на Новый год ставят елку. Порой люди стараются украсить жилище хотя бы одной веточкой, лишь бы дом наполнился приятным, немного терпким и свежим запахом. Узнаем, по какой причине появилась эта «зеленая» традиция.

Как этот обычай появился в Европе

По преданию, обычай ставить ель в доме на праздник Христова Рождества связан со святым Бонифацием. Однажды он проповедовал в Германии, рассказывая об этом значимом празднике. Чтобы продемонстрировать язычникам свою мощь и веру, он срубил дуб – символ бога Тора. Огромный ствол упал, повалив за собой другие деревья, но при этом не задев ель. Язычники поняли, насколько слабы их боги и как крут Иисус. В честь этого события Бонифаций назвал ель «деревом младенца Христа», после чего зеленая красавица стала полноценным участником зимнего праздника.
Кроме того, с древних времен люди почитали ель как символ бессмертия и вечной жизни, здоровья и возрождения, а также общения с загробным миром. Они считали, что в стволах обитают духи, которых надо задабривать подарками. В конце декабря, когда начинался солнечный год, люди развешивали на ветках различные подношения – ленты, амулеты, яйца, яблоки, а у подножья зажигали свечи.
Подобное сочетание языческих и раннехристианских традиций привело к тому, что ель стала набирать популярность как символ Рождества и наступления нового года. Более широкое распространение обычай получил в эпоху Реформации в протестантских странах. Говорят, что одним из первых ее стал наряжать знаменитый Мартин Лютер: однажды в сочельник он украсил верхушку елки звездой в память о Вифлеемской звезде. А одно из первых письменных свидетельств об украшенных деревьях датировано 1605 годом. В нем описываются жители Страсбурга, которые ставят ели в домах и кладут на них розы, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.
Кстати, в XVI веке Центральной Европе существовал обычай наряжать небольшие лиственные деревья. Иногда их подвешивали к потолку.
В течение двух столетий обычай, связанный с елкой, распространился почти по всей Европе – он затронул Англию, Данию, Чехию, Австрию и другие страны. Благодаря эмигрантам, он появился и в Америке. В США ель наряжали фруктами и свечами, а после стали использовать различные игрушки. А жители восточных стран оценили ель уже в XX веке. Правда, эта традиция коснулась всего нескольких государств – Турции, Ирана, Марокко.

Появление праздничного атрибута в России

Жители нашей страны обязаны появлением праздничной ели Петру I. В начале XVIII века он издал указ, согласно которому в России вводилось новое летоисчисление, и новый год начинался с 1 января. Также в документе содержались предписания, как правильно устраивать праздник. В нем ель фигурировала как городское украшение – в помещениях ее не ставили.
Первые рождественские елки появились в жилищах в начале XIX столетия – ими украшали дома петербургские немцы, которые свято соблюдали традиции. Считается, что повсеместную моду на эти деревья ввел Николай I. Позже по примеру царской семьи хвойные стали появляться в богатых столичных домах, постепенно завоевывая жилища россиян. Этому могли поспособствовать газеты, которые вдруг заговорили о елке как об оригинальном украшении. Деревья стоили недешево, а лучшие экземпляры привозили из Финляндии.
После революции мода на елки в домах не исчезла. Правда, она претерпела изменения после введения в стране григорианского календаря, когда Рождество и Новый год поменялись местами. К тому же власти стали бороться с религиозными праздниками, что отрицательно сказалось на статусе Рождества, чьи елки постепенно становились «комсомольскими».
Своеобразное возрождение у них наступило в 1935 году с подачи второго секретаря Центрального Комитета компартии Павла Постышева – он стал инициатором создания светского новогоднего праздника. По его инициативе в декабре этого года была установлена наряженная елка для детей.
Позже мероприятия для самых маленьких стали традиционными, а статус главной елки получила хвойная представительница Дома союзов. В 1976 году это звание перешло зеленой красавице в Кремле.
Так постепенно ель становилась символом Нового года. На протяжении многих лет менялись ее украшения: к конфетам и фруктам добавлялись игрушки с изображением пионеров, космонавтов, солдат, врачей, автомобилей и т.д. Во времена правления Никиты Хрущева на стеклянных шарах рисовали кукурузные початки и хоккеистов.
С упразднением религиозного Рождества елка в СССР стала символом Нового года, хотя и привнесла с собой прежние атрибуты. Сегодня многие жители нашей страны наряжают ее ближе к НГ, при этом в некоторых домах деревце стоит аж до весны.

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Ёлка - самый главный атрибут праздника, без которого крайне тяжело добиться той самой «новогодней» атмосферы. С самого детства у многих из нас сохранились приятные ассоциации с подготовкой к Новому году и Рождеству, в том числе, с украшением новогоднего дерева! У кого-то принято устанавливать в комнате сосну, у кого-то - ёлку, кто-то обходится другими деревьями, но факт остаётся фактом - без сверкающего огнями главного новогоднего атрибута торжество как будто бы проходит мимо!

Правда, после праздников ёлку нужно куда-то деть, и главный вопрос - когда убирать новогоднее дерево? Куда - вопрос второстепенный, но он также актуален. Решить его просто: в Москве, к примеру, есть немало пунктов, которые принимают ёлки и сосны. А вот в какой именно день выбросить ёлку, чтобы не накликать на себя какую-то беду, и как правильно сделать это по народным приметам, мы обязательно расскажем.

Когда лучше выбрасывать ёлку после новогодних праздников


Ежегодно после длительных праздников многие озадачиваются вопросом, куда можно выбросить новогоднюю ёлку или сосну. Если у вас искусственное дерево, которые сейчас в большом почёте, так как сохраняют «природный фонд», то переживать не стоит - с него просто нужно снять игрушки и упаковать обратно в пакет или коробку.

Выбирать для этого специальный день не нужно, но совершенно другое дело - ёлка «натуральная». Новогоднее дерево всегда подразумевает какой-то особенный «дух праздника», если хотите - волшебства, потому есть народные приметы, которые напрямую связаны с тем, когда лучше выбрасывать ёлку.

По народным поверьям, выбрасывать сосну или ёлку лучше всего до 19 января, праздника Крещения. Однако с недавних пор в России отмечают китайский Новый год, который приходится в 2020 году на 25 января. Традиции фэн-шуя подразумевают, что ёлка всё-таки должна стоять, когда наступит «настоящий» год Крысы по Восточному календарю.

Однако получится, что новогоднее дерево должно простоять целый месяц, и оно может осыпаться. Таким образом, можно выбросить ёлку «правильно» - до 19 января, и встретить китайский Новый год, украсив высокий зелёный цветок.

Как правильно выбросить ёлку


Конечно же, в России существуют свои «традиции» выбрасывания главного новогоднего атрибута. К примеру, вместо того, что отвезти дерево в специальный пункт приёма, его просто сбрасывают с балкона или из окна. По приметам делать этого нельзя, поскольку таким образом можно вышвырнуть из дома всё хорошее, что должно было произойти в 2020 году.

Лучше всего поступить подобным образом: постелить под ёлкой несколько газет или старые обои, а затем снять игрушки. Даже если иглы осыпятся, то они не останутся на полу. После этого дерево оборачивают большим пакетом и выносят. Можно отвезти его в специальный пункт приёма ёлок или на специальный завод по переработке древесины.

Приметы и поверья о новогодней ёлке


Есть замечательная примета для тех, кто жалеет о разбитых ёлочных игрушках. Когда вы украшаете ёлку или сосну, игрушка падает и бьётся, то это - к счастью. Главное, вовремя проговорить это вслух: «На счастье!».

Осколки игрушки необходимо собрать, и в этот момент загадать заветное желание. Считается, что в наступающем году оно обязательно исполнится.

Также народные приметы гласят о том, что ёлку нужно обязательно поблагодарить за новогоднее настроение и счастье, которое она принесла в дом. Не забудьте попросить дерево «забрать» с собой все несчастья, оставив вам только хорошее.

Видео

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad